Экономика
Дмитрий Заяц, naviny.by

Почему просела торговля Беларуси с Евросоюзом?

После снятия западных санкций официальный Минск резко активизировал взаимоотношения с Евросоюзом. Только за последнюю неделю у белорусских властей состоялись встречи на официальном уровне с представителями Польши, Венгрии, Италии, Франции, Эстонии и Словении.

Объемы взаимной торговли Беларуси со всеми вышеперечисленными странами в 2015 году упали на десятки процентов.

Кризиса в Европе нет, а торговля с Беларусью не идет

За 2015 год товарооборот Беларуси со странами Евросоюза составил 14,3 млрд долларов и снизился более чем на 5,5 млрд долларов по сравнению с 2014 годом. Динамика начала 2016 года также не обнадеживает: за первый месяц товарооборот составил 876,1 млн долларов, что меньше на 22,8% по сравнению с январем 2015-го.

Падает как белорусский экспорт в ЕС, так и импорт из стран Евросоюза. Экспорт в 2015 году сократился на 19,4% и продолжал быть ниже уровня прошлого года в начале 2016-го. Импорт в 2015 году упал аж на 38,3% и в январе 2016 года также уступал показателю за аналогичный месяц 2015-го.

Белорусские власти в марте провели ряд встреч с тем, чтобы активизировать торгово-экономические отношения со странами ЕС.

Такого наплыва высокопоставленных европейских дипломатов Беларусь давно не знала: за последнюю неделю страну посетили министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, вице-премьер Словении Карл Эръявец, премьер-министр Грузии (ассоциированный член ЕС) Георгий Квирикашвили.

Кроме этого, ряд встреч за последнюю неделю белорусские чиновники провели за рубежом — в Эстонии, Италии, Франции. На высоком уровне посланцы официального Минска обсуждали перспективы углубления экономического сотрудничества с европейскими странами.

В 2015 году товарооборот Беларуси с вышеперечисленными странами упал на десятки процентов. Так, объем торговли с Польшей в 2015-м составил 1,85 млрд долларов и снизился почти на четверть по сравнению с 2014 годом, товарооборот со Словенией снизился на 27%, с Францией — на 27,6%, с Венгрией — на 13,8%, с Грузией — на 30,2%.

Показательно, что в 2015 году экономического кризиса в тех европейских странах, товарооборот с которыми упал, не наблюдалось. Рост ВВП в Грузии составил по итогам 2015 года 2,8%, в Венгрии — 2,9%, в Польше — 3,6%, в Словении — 2,9%. Не было в прошлом году рецессии во Франции и в Италии.

Закономерный вопрос: если кризиса в европейских странах нет, почему торговля Беларуси с Евросоюзом так серьезно просела?

На старой основе новые отношения не построишь

Белорусские экономисты констатируют, что из стран Евросоюза Беларусь традиционно импортирует, в основном, потребительские и инвестиционные товары. В условиях рецессии и падения реальных доходов населения в республике естественным образом упал спрос как на первую, так и на вторую группу товаров.

«Что касается снижения белорусского экспорта в страны Евросоюза, то здесь причина очевидна — это связано с падением мировых цен на нефть. Поскольку на нефтяные товары приходится основной экспорт Беларуси в ЕС, снижение цен на углеводородное сырье автоматически сказалось на объемах белорусского экспорта», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Сегодня Беларусь экспортирует в страны Евросоюза нефть, добытую на своей территории (1,6 млн тонн), и нефтепродукты, вырабатываемые из российской нефти. В 2015 году на эти две нефтяные позиции пришлось 60% белорусского экспорта в страны ЕС.

«Серьезно рассчитывать на рост поставок продукции в страны Евросоюза, ориентируясь на существующую экспортную корзину Беларуси, достаточно сложно. Основой белорусского экспорта в страны ЕС остаются нефтяные товары, и серьезной альтернативы им сегодня не видно», — констатирует Ирина Точицкая.

По мнению эксперта, повысить конкурентоспособность белорусской продукции на европейском рынке Беларусь могла бы в случае привлечения иностранных инвестиций в производственный сектор.

«В этом случае количество отечественных товаров, продаваемых в Евросоюзе, могло бы реально увеличиться», — предполагает Точицкая.

Так что же нужно сделать для того, чтобы в Беларусь пришли европейские инвестиции?

Ответ на этот вопрос дал Брюс Бакнелл, возглавлявший до начала 2016 года дипломатическую миссию Великобритании в Беларуси.

Отвечая на вопрос корреспондента БелаПАН во время одного из мероприятий в Минске, Бакнелл дал понять, что инвесторы — не спонсоры, которые занимаются благотворительной деятельностью.

«Чтобы британские инвесторы приходили в Беларусь, они должны видеть, что могут получить прибыль и вернуть ее в свою страну», — подчеркнул Бакнелл.

Возможность реально заработать, подчеркнул Бакнелл, у инвесторов появится, когда в Беларуси будет развиваться частный сектор.

«Устойчивость белорусской экономики в долгосрочной перспективе зависит от частных инвестиций», — отмечал Бакнелл.

Сегодня в белорусской экономике доминирует государство. Согласно официальным статданным, 80% промышленного производства в стране формируют предприятия с госдолей.

С другой стороны, белорусские власти, окрыленные отменой западных санкций, пытаются предлагать экономическое сотрудничество чуть ли не всем европейским странам.

Какой от этого будет эффект? Станут ли европейские инвесторы вкладывать деньги в углубление отношений с экономикой, доминирующую роль в которой занимает государство? Вопрос риторический. Квартиранты обычно не делают ремонт в съемной квартире.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)