Зацепило!
Семен Печенко

Почему Лукашенко так мало похож на «волшебника в голубом вертолете»?

Зацепило! Несколько мыслей об эффективности инспекции уборочной главой государства.

3 августа Александр Лукашенко понаблюдал за работой аграриев Минской области с вертолета. В частности, глава государства осмотрел северо-западные районы области — Мядельский, Вилейский, частично Молодечненский и Логойский.

«Именно эти районы в центральном регионе страны в сельскохозяйственном плане всегда значились в числе сложных, но в последнее время показывают неплохую динамику — вводятся в оборот ранее не используемые земли, ведутся мелиоративные работы», — отмечается в сообщении белорусского официального лидера.

В четверг Лукашенко проинспектирует Витебскую область. Первой темой рабочей поездки в регион станет уборка зерновых и заготовка кормов.

Казалось бы, рядовое сообщение пресс-службы руководителя страны. Но оно таит в себе несколько важных вопросов, которые до сих пор остаются без ответа. Всех их можно объединить общим вопросом: есть ли реальная отдача от VIP-контроля за ходом посевной-уборочной?

Остановимся на нескольких моментах.

Именем президента в песок сыплют деньги

Первым цепляет внимание фрагмент о введении в оборот неиспользуемых ранее земель. Не нужно быть профессором экономики, чтобы понять, что выращенная на таких землях продукция будет заметно дороже из-за значительных вложений в улучшение качества почвы. Гораздо эффективнее вложить эти деньги в плодородные земли, а неудобицу засеять травой или засадить лесом. Так поступил бы рачительный хозяин. У нас же именем президента в песок сыплют деньги.

К слову, в начале нулевых довелось разговаривать со специалистами тогда еще колхозов. Я задавал один и тот же вопрос: чтобы вы сделали в первую очередь, если бы вам обеспечили полную самостоятельность? И в Гродненской, и в Витебской областях на первом месте было желание вывести из оборота неплодородные земли и тем самым перестать «закапывать деньги».

Позже в одном из госучреждений мне рассказали, почему заглохла идея вывода неплодородных земель из оборота, инициированная в начале 2000-х. По словам моего собеседника, предполагалось, что инициатива должна была исходить из низов, то есть от председателей колхозов и главных специалистов. Но те справедливо перестраховались, так как на эксперимент отводился год, а далее, в случае позитивного результата, все лавры получил бы Главный Агроном Беларуси, в случае провала — полетели бы головы инициаторов.

Одна такая поездка срывает работу целого хозяйства

Второй момент касается непосредственного визита главы государства на поля в разгар уборочной. Начнем с того, что посадка вертолета №1 посреди поля с пшеницей в любой цивилизованной стране значил бы, что что-то пошло не так: произошел природный катаклизм или техногенная катастрофа, вынудившие лидера страны перекроить рабочий график.

Но это у них. У нас же подобные инспекции за последние два десятилетия стали нормой. Как и усиленные стальным взглядом слова о том, что для уборки хлеба нужно использовать каждый погожий день, каждый солнечный час.

Так это выглядит с экрана телевизора. В реальности же посадка главного вертолета среди полей где-то на Витебщине, как и любой визит главы государства куда бы то ни было, парализует работу не на час и не на два. Добавьте сюда предварительную работу службы безопасности на местности, и вы получите полноценный срыв работы целого хозяйства.

Так есть ли смысл в вертолетных инспекциях полей с участием первых лиц страны? Ответом на этот вопрос может быть история столинского фермера, не обласканного вниманием высшего руководства, но, тем не менее, демонстрирующего вдохновляющие результаты.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)