Политика
Семен Печенко

Почему Лукашенко променял Россию-матушку на Вьетнам-батюшку

О тонкостях сложившейся ситуации «Салідарнасці» рассказал политолог Валерий Карбалевич.

Александр Лукашенко отправился с официальным визитом во Вьетнам. Эта поездка была анонсирована еще в августе. Однако свой первый зарубежный визит после переизбрания глава государства обещал нанести в Россию.

Запланированная встреча Лукашенко и Путина в Москве была перенесена из-за инцидента с российским бомбардировщиком на турецко-сирийской границе.

А вскоре у российской стороны начали появляться претензии к белорусским товарам.

О том, ответила ли Москва на изменение маршрута Лукашенко и каких целей добивается Кремль, усиливая давление на официальный Минск, «Салідарнасці» рассказал политолог Валерий Карбалевич.

— Действительно, получилось несколько нелепо. Но я не думаю, что визит во Вьетнам — это главная проблема для России, за которую в Москве будут упрекать Александра Лукашенко. А то, что определенные экономические противоречия существуют, обе стороны не скрывают.

То же заявление министра финансов России о том, что рассмотрение вопроса о кредите Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) переносится. Я считаю, что это достаточно сильный способ для повышения ставок, средство давления, чтобы вынудить Лукашенко пойти на уступки в вопросе создания авиабазы, — подчеркнул эксперт.

Второй уступкой, которой Москва добивается от белорусских властей, по мнению политолога, является поддержка со стороны Беларуси в вопросе противостояния с Турцией, хотя бы на уровне риторики.

Дело принципа

По мнению политолога, обе стороны в вопросе создания российской авиабазы на территории Беларуси зашли слишком далеко. Российская сторона демонстративно обсудила этот вопрос на заседании правительства, приняла решение, опубликовала проект постановления. После всего этого, отступление в этом вопросе может ударить по репутации России, считает политолог.

— А с другой стороны, очень четко об этом высказался Лукашенко, заявив, что эта база нам не нужна. Он мог бы сказать более дипломатично, но он сказал так, и теперь отступать от этой линии ему будет сложно. Ведь это также грозит ему потерей лица.

«Болевые точки» Беларуси

Какие инструменты давления есть у Москвы, чтобы добиться желаемого от Минска?

Валерий Карбалевич напомнил, что кроме кредита ЕФСР белорусскую сторону интересует увеличение объема поставок нефти на 1 млн тонн, а также снижение цены на нефть по сравнению с уходящим годом. А также сохранение нефтяных пошлин Беларуси.

— Вопрос пошлин вроде бы решен, но он может снова актуализироваться с российской стороны. Еще одна конфликтная точка — участившиеся претензии России к нашим товарам. Одним словом, механизмов давления у российской стороны достаточно.