Общество
Ольга Косякова, «Народная газета»

Почему используются аттракционы, срок эксплуатации которых давно истек

В столичном парке Челюскинцев упала карусель. В пути сорвалась вертикальная несущая опора вращающегося крепления. Сиденья буквально врезались в землю с высоты четырех метров. Пострадало шесть человек. Двое из них госпитализированы. Семилетний ребенок находится в детском хирургическом центре при 1-й городской клинической больнице, 35-летний мужчина — в Больнице скорой помощи.



В апреле аттракцион успешно прошел техническое обследование. Однако карусель уже доживала свой век. Машина была построена в Чехословакии в 1989 году, в Минске действовала с 1999 года. Срок эксплуатации аттракциона — десять лет. В этом “возрасте” карусели должны списываться, а они продолжают катать детей. У нас почему-то такие качели считаются “молодыми”, а потому большинство аттракционов служит по два десятилетия и более.

В столичные парки новая техника “поселяется” время от времени, но даже относительно новое оборудование ломается на ходу и калечит детей. Что же тогда говорить о провинции, где на каруселях вырастает несколько поколений детей? Еще накануне чрезвычайного происшествия в Минске “НГ” заглянула в парки Минской области. Положение оказалось весьма небезопасным. И вот случай в столице. Не первый…

“Веселые горки” грустят

“Веселые горки” в городском парке Молодечно поникли. В этом сезоне веселому аттракциону совсем невесело. Механики ампутировали хвост состава карусели. Туловище еще бегает по металлическим склонам, но уж очень часто спотыкается.

Маленькие пассажиры (большие здесь ездят только за компанию) заняли свои места, а рейс задерживается. У аттракциона сломалась нога, которая держит одно из сидений. Ребята нервничают. Они уже настроились на трехминутную порцию веселья, а аттракцион вдруг загрустил. Десять минут стоит, двадцать. Мимолетный каприз грозит депрессией. Похоже, на этот раз цепочка из машинок застряла надолго. Но вот бежит механик-целитель. Парень на ходу раскручивает проволоку, шпагат и принимается бинтовать тяжелые трубы. Аттракцион задрожал, закряхтел и запрыгал от подножия к вершине. Несколько заветных минут дети смеялись, а родители волновались — вдруг повязка размотается в пути или хилая движущаяся забава подвернет другую ногу. Качели дышат на ладан, но продолжают работать.

Это, пожалуй, единственный любимый малышами и взрослыми аттракцион, который в выходные дни даже собирает очередь. Стоит удовольствие 1500 рублей. Прибыль маленькая. Но в отличие от остальных катализаторов адреналина этот дает сумму, если и не круглую, то хотя бы чуть-чуть закругленную. Именно поэтому он, леченый-залеченный, не имеет права замереть надолго и тем более остановиться навсегда. Альтернативу ему пока не купили.

— Наверное, в следующем году “Веселые горки” будем списывать, — рассказывает директор парка культуры и отдыха им. Победы Алла Лихтарович. — Двигатели уже несколько раз меняли. Все равно то что-то вылетит, то сломается из-за старости. Людям очень нравится этот аттракцион, больше ничего такого популярного здесь нет. Нашему парку шестьдесят лет. Только в последние годы здесь началось развитие, поставили новый детский игровой комплекс и “Летающую тарелку”.

Конечно, важно заботиться о прибыли, посещаемости. Но прежде ведь нужно думать о здоровье детей! И не заставлять двигаться то, что двигаться уже не может.

Аттракцион вынужден жить долго

Срок эксплуатации аттракциона, как правило, десятилетие. А здесь основной массе каруселей уже лет по двадцать. Но они еще держатся, вынуждены держаться.

— Заменить нечем, — говорит Алла Станиславовна. — Ежегодно все забавы проходят техническую диагностику, ремонт, ежедневный осмотр. Новый аттракцион стоит 150—180 миллионов рублей. Хотя бы в год по карусели покупать — уже неплохо.

Такими темпами на техническое обновление парка уйдет десяток лет, а то и больше. К тому времени уже состарится нынче “новорожденное” оборудование.

— Пока парк убыточный, а ведь может стать перспективным, — отмечает директор. — Нужно построить бильярдные комнаты, залы для дискотек. Но это приходится постоянно доказывать.

Такая вот парковая ситуация складывается в семидесяти километрах от столицы. Аттракционы в малом городе Вилейке, похоже, вообще спят мертвым сном. Их здесь всего ничего — “Веселые горки”, “Юнга” — змеистый паровоз и “Солнышко” — колесо обзора в миниатюре. Этот парк присоединен к Дому культуры и как таковой не существует. Но билетики в кассе продаются.

В Слуцке в прошлом году поставили “Крекинг”, подстригли деревья. Вот и все обновление. В Жодино установили новый аттракцион “Хип-хоп”. А вот в Пинске закупили семь аттракционов на 1,5 миллиарда рублей.

В этом году городу Борисову местные власти “подарили” два аттракциона семейного типа. Это первое обновление парка.

— Механизированных аттракционов у нас мало, и те старые, часто ремонтируем, — рассказывает директор борисовского парка культуры и отдыха им. М. Горького Наталья Кокурина. — Думаем привлечь индивидуальных предпринимателей. Они могли бы закупать карусели и сдавать в аренду. Это было бы дешевле, чем производить замену оборудования за счет городского бюджета. Власти поддерживают такую инициативу, но пока это только инициатива.

Сегодня в Беларуси, к сожалению, отсутствует единая комплексная организация, которая решала бы все проблемы эксплуатации различного оборудования парковых аттракционов.

Раньше был “Белаттракцион”. Теперь он существует формально. Все парки “свалились” на головы городских властей. Одни тратятся на парковые развлечения неохотно. Другие, может, и рады одарить города каруселями, да приходится латать иные дыры.

— Замена аттракционов осуществляется за счет средств из местных бюджетов, — пояснила начальник отдела учреждения культуры и искусства управления культуры Миноблисполкома Валентина Макарова. — Единой комплексной программы по обеспечению городских парков у нас нет. Да, оборудование стареет, но обследование каруселей проводится ежегодно. Если они приходят в негодность, то их эксплуатация прекращается.

Оборудование объявляется негодным только тогда, когда не может сдвинуться с места и уже не заводится никакими ключами, а не в случае потенциальной угрозы здоровью пассажиров. Аттракцион — сложный механизм, в котором не проверишь каждый винтик. Карусель живет недолго, и нужно ее “хоронить” вовремя, пока она не потянула за собой людей. На человеческих жизнях не экономят. Это развлечение слишком серьезное и требует к себе должного внимания, единого подхода на государственном уровне. Пока же его нет. Одни машины находятся на балансе парков, другие сдают в аренду частные предприниматели. А спросить в случае чего не с кого. Карусель не предупреждает об опасности, она сразу “бьет” людей, которые просто пришли порадоваться. 7 июля такой отдых для шести минчан закончился болью и слезами. Прокуратура Первомайского района столицы проводит расследование происшествия. “Народная газета” в последнее время не однажды писала о подобных несчастных случаях, которые случаются ежегодно. Таким образом аттракционы сигналят о бесхозяйственности и безответственности. Но жизнь показывает, что сигналы проходят мимо. Видимо, следует провести фронтальную инвентаризацию состояния аттракционов городских парков страны. Пора навести в этом должный порядок, гарантирующий безопасность отдыхающих.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)