Почему чиновники Минэкономики вводят в заблуждение белорусов?
«Это не рецессия, а кризис модели», – ставит диагноз экономике Беларуси кандидат экономических наук Леонид Злотников.
Минэкономики назвало главную причину рецессии в стране. В обзоре, опубликованном на сайте министерства, сообщается, что снижение валового внутреннего продукта в текущем году обусловлено ухудшением внешнеэкономической обстановки.
По мнению экономиста Леонида Злотникова, называть ситуацию в белорусской экономике рецессией – это не что иное, как введение в заблуждение.
– Экономика развивается через колебания. Рецессия в этих колебаниях является необходимой фазой нормального развития экономики.
Капитализм без кризисов быть не может. Сначала есть подъем, потом – фаза снижения, а после – рецессия. Но это не значит, что это кризис. У нас спад – это уже не рецессия. Это не значит, что за спадом через один-два квартала неизбежно последует подъем, как в обычном экономическом цикле. В Беларуси спад характеризует неконкурентоспособность белорусской модели, – объясняет в экспресс-комментарии «Салідарнасці» текущую ситуацию собеседник. – В развитых странах с высоким уровнем жизни развивается кибернетика и другие отрасли из сферы высоких технологий. А в Беларуси постепенно исчезало производство станков с цифровым программным управлением, вычислительных машин. У нас аграрно-сырьевая экономика, не рыночная по определению, что характерно для стран с низким уровнем развития.
Эксперт отмечает, что падение конкурентоспособности белорусской модели идет замедленными темпами последние три года, и обращает внимание на продолжительность рецессии – квартал-два.
У нас не видно подъема впереди, полагает Леонид Злотников.
Внешнеэкономическая ситуация не является главной причиной экономического кризиса, считает собеседник «Салідарнасці».
– В экономических журналах называют такую причину кризиса в нашей (и российской) экономике как ловушка среднего уровня дохода. Почему падает конкурентоспособность? Зарплаты раскрутили довольно высокие, и цена-качество повернулось не в пользу нашей экономики.
Раньше белорусский автомобиль можно было купить, потому что он качеством пониже, но на морозе стойкий, можно ломиком его подремонтировать – и он поедет. А когда зарплату в Беларуси взвинтили за счет нефтяных доходов, наша техника, которая ниже качеством, из-за более высокой зарплаты работников стала такой же по стоимости, как и западная. Без понижения уровня доходов мы не сдвинемся, – заключает экономист.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное