Экономика

Марина Светлова

Почему «Белнефтехим» заговорил о невозможности снижения цен. И два доказательства, что это не так

Концерн отреагировал на электронные обращения граждан с предложением снизить цены на нефтепродукты до уровня, действовавшего на начало 2018 года. В Белнефтехиме объяснили, почему это нельзя сделать, как бы кто ни просил. Но некоторые аргументы, мягко говоря, не выдерживают критики.

Фото belorusneft.by

В частности, в «Белнефтехиме» заявили, что себестоимость белорусского топлива напрямую зависит от цены нефти на мировом рынке и курса белорусского рубля. Цена нефти, импортируемой в Беларусь, привязана к мировым котировкам на нефть.

Данный посыл звучит довольно странно, учитывая, что Беларусь — не та страна, которая покупает нефть по мировым ценам.

— Что касается роста стоимости бензина, мы прекрасно знаем по опыту последних лет, что никоим образом он не коррелируется нефтяными ценами. Она произвольным образом, в зависимости от политической целесообразности, реагирует и на рост нефтяных цен, и на их падение, — отмечал ранее в комментарии старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.

Но даже если предположить, что Беларусь вдруг так сильно завязана на мировые цены, то посмотрите на график. На нем как раз та самая цена на нефть марки бренд, которая лучше всего показывает, куда должны идти цены, привязанные к мировым.

Второй посыл «Белнефтехима» тоже выглядит довольно забавно. В концерне подчеркивают, что устанавливают цены, придерживаясь стратегии их максимального сдерживания. «Установить их вне экономических правил, только по желанию руководителя концерна либо по требованию группы граждан — невозможно», — поясняют там.

Да, по желанию «руководителя концерна» или требованию «группы граждан», возможно, и нельзя. Но наша история помнит ситуацию, когда один-единственный человек буквально за один день решил, сколько будет стоить бензин и как открутить цены назад.

— Давайте договоримся: топливо с завтрашнего утра будет не Br5200-5100, а максимум Br4500, — заявил Александр Лукашенко в 2011 году после очередного подорожания, вызвавшего возмущение автомобилистов.

И даже не стал искать экономических обоснований, лишь отметив: «Вот и все мое решение по топливу».

Так что оба аргумента о невозможности снижения цены, мягко говоря, не состоятельны.

Впрочем, почему сегодня «Белнефтехим» вдруг решил отреагировать на «обращение граждан», тоже вполне понятно. Эксперты уже давно предупреждают отечественных автолюбителей, что цена на бензин будет существенно расти.

— Власти знают, что если не получится договориться с РФ о компенсации, то нашу страну ждет мировая цена на нефть, а значит придется серьезно пересмотреть цены на бензин на внутреннем рынке, — отмечает экономический обозреватель Татьяна Маненок.

Вот тут-то оба аргумента и сошлись. А чтобы белорусский водитель мог уже сейчас привыкать к новой реальности, власти с завидной регулярностью начали заводить подобные разговоры о невозможности снижения цен.

Кстати, кто-то еще помнит, как «Белнефтехим» обещал нам, что скоро, буквально вот-вот, еще чуть-чуть подождать, и цены на бензин могут опуститься?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(55)