Филин

Юлия Кот

Почему беларусские власти не победят пьянство, безработицу и преступность на селе

BelPol — о новых старых способах «обеспечить правопорядок в сельской местности», и что из этого выйдет.

Архивное фото

Буквально на днях Александр Лукашенко устроил совещание «о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» — а по сути, разнос своим подчиненным. Битых четыре часа он рассказывал, как надо работать в сельском хозяйстве, раздавал указания и грозил «жесточайшими репрессиями» за провалы в работе, коррупцию, падеж скота и т.д.

Пожалуй, быстрее всего на критику отреагировали силовики — 18 апреля пресс-служба МВД опубликовала начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики силового ведомства Александра Купчени. Тот уверенно пообещал, что уж милиционеры-то обеспечат правопорядок на селе. Ну, как — как умеют, так и обеспечат.

По информации МВД, каждое четвертое преступление в Беларуси происходит в сельской местности — и в частности, на объектах агропромышленного комплекса. А это уже не просто непорядок, а подрыв государственных устоев, потому как «бесперебойная деятельность таких предприятий — гарант продовольственной безопасности страны».

Как МВД РБ собирается с этим бороться? Ударить по пьянству, незанятости в экономике и нарушениям трудовой дисциплины. Не одни, конечно, а с помощью председателей сельсоветов, врачей-наркологов, органов занятости и соцзащиты. Планируется, например, усилить милицейские патрули в сельской местности — для этого привлекут строевые подразделения из райцентров и областей.

Безработных и алкоголиков планируют трудоустраивать в сельскохозяйственные организации (можно представить себе «радость» любого руководителя — Ф), неисправимых — направлять в ЛТП, нарушителей трудовой дисциплины — «разбирать» на заседаниях ОПОП.

Вероятно, представители МВД вдохновлялись бессмертным творением Гайдая, где на приглашение милиционера «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?» — дебоширы, хоть и без особой охоты и с просьбами «огласить весь список», все же идут перевоспитываться трудом. Но в реальности в эффективность «выявления и контроля» верится слабо.

Что получится из усиления контроля, и не станет ли это просто имитацией бурной деятельности милиции, удобным способом взимания штрафов и получения бесплатной рабочей силы, — Филин попросил прокомментировать представителей объединения бывших беларусских силовиков BelPol.

— Можно сказать, что «комплекс мер, разработанный, запланированный и проводимый» — это очередные громкие слова сотрудников так называемого МВД, — отмечают собеседники.

— Подобные «комплексы мер» разработаны для совместного участия большого количества субъектов по многим сферам жизнедеятельности. В настоящее время пришло очередное сезонное обострение, связанное с реализацией «комплекса мер»  в сфере АПК. Поводом для них названа «бесперебойная работа АПК» и «продовольственная безопасность страны».

Как поясняют эксперты, подобные «комплексы» в сфере АПК проводятся несколько раз в год: например, при подготовке к посевной кампании, непосредственно во время посевной, но могут еще быть активизированы «по прихоти того или иного уездного начальничка милиции или чиновника».

— Смысл всегда один и тот же, — констатируют в BelPol, —  выявление и пресечение краж госимущества и товарно-материальных ценностей, пресечение мелких хищений, пьянства на селе, на рабочем месте, соблюдение транспортной дисциплины и так далее.

При этом всегда и в каждом регионе имеется цепочка: начальник (с персональной «жэстачайшай ответственностью») — исполнитель(и) (тоже с персональной «жэстачайшай ответственностью»). Задача милиции —показать, как лихо они работают и недаром едят свой хлеб. От такой организации больше проблем.

Доходило порой до устных маразматических указаний милицейских чинов по некоторым регионам, после совместных совещаний в исполкомах. Например, требовали максимально не привлекать к ответственности водителей сельхозтехники из СПК за нарушение ПДД, так как работников, которые могут управлять транспортными средствами и имеют действующие права, катастрофически не хватает.

Руководители хозяйств, лица, осуществляющие контроль за выходом сельхозтехники, поставлены в сложные условия: с одной стороны, им нужно выполнять приказ любой ценой, а с другой — обеспечить законность и безопасность на местах. Такая история, — как понимаете, одно тянет за собой другое, — говорят представители BelPol.

По мнению экс-силовиков, не стоит ожидать от реализации очередного комплекса «жэстачайших» мер, которые столь пафосно озвучил один из милицейских чиновников, некой сверхъестественной эффективности. Да и повышенной вряд ли:

— В основном все построено на палочной системе, то есть выполнение требуемых показателей, потом составят отчет, проведут совещание, — до очередного сезонного обострения.

Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, полагают наши собеседники, одним из пунктов нынешней программы могут прописать требования проверки мобильных устройств работников СПК «с целью выявления «особо лютых БЧБшников». Но и это, как бы ни хотелось беларусскому МВД отчитаться об искоренении преступности на селе, не станет панацеей.

Если бы принятием этих мер можно было снизить уровень преступности на селе и побороть пьянство, то он был бы давно снижен, и жили бы беларусы «в светлом будущем». Но это, к сожалению, в большинстве своем имитация бурной деятельности и «показуха», хотя в какой-то мере и профилактика.

— Ведь надо сказать, что на самом деле жизнь людей в реальном секторе экономики (как любят говорить с высоких трибун) не так проста и беззаботна, как показывают пропагандисты. Проблем огромное количество, и решить их «комплексами мер», которые разработаны повсеместно, не представляется возможным. Контролеров много, а исполнителей, для которых созданы условия, нет. Как и самих условий, кстати, — резюмируют в BelPol.