Комментарии
Андрей Колесников, «Ведомости»

«По зеркалу, в которое по утрам смотрится российский политический класс, поползла выразительная корявая трещина»

По зеркалу, в которое по утрам смотрится российский политический класс, поползла выразительная корявая трещина. Привычные отражения двух дуумвиров отделены друг от друга, как на разорванной семейной фотографии. Чья заслуга в экономических успехах?

Путина, отвечают 52% респондентов «Левада-центра». Медведева, отвечают скромные 11%. Правительства, говорят 12%. Кто виноват в кризисе? Правительство — 36%. Медведев — 23%. Путин — 17%.

Получается, что при царе-батюшке жилось-то лучше нынешнего. А царевич, несмотря на то что к нему относятся в целом неплохо, разбазарил наследство и спровоцировал кризис.

Можно долго петлять темными аллеями российского массового сознания и задаваться разными вопросами. Например, если Путин никуда не уходил, то почему он не виноват в кризисе, а правительство, которое он возглавляет, виновато? Почему, если в современной российской политической системе работает механизм дуумвирата, один его представитель (старший партнер) меньше виноват в кризисе, чем другой (младший партнер)? Если Путин по-прежнему главный политик и потому в ответе за все, то почему ответственность возлагается на Медведева?

Конечно, выводы 1600 респондентов парадоксальны, но факт остается фактом: за все плохое ответственность будет нести Медведев, за все хорошее бонусы продолжает получать Путин, который по-прежнему играет роль не только всесоюзной кузницы и здравницы, но и всероссийского транквилизатора.

Налицо очевидная эрозия конструкции дуумвирата, которая пришла с неожиданной стороны. Поддерживая видимость устойчивости этого катамарана, идеологи власти подчеркивали принципиальное сходство функций начальников, как если бы они были близнецами на манер братьев Качинских и оказывались во всех смыслах взаимозаменяемыми на постах премьера и президента. Но кризис пошел Путину в зачет, а Медведеву в минус. Царь хороший, бояре плохие. А царевич так себе. Вот и вся политическая конструкция.

Радикальная оппозиция предполагала, что кризис похоронит под римскими руинами режим дуумвиров. Никому не известно, закладывалась ли в эту конструкцию с самого начала жертва одного из тандемократов в пользу другого в случае аварийной ситуации, но тефлоновость власти действительно обеспечивает эта «двойная запись» в политике: если у одного убывает, то у другого прибывает. Тем самым режим крепчает, в том числе и за счет эрозии дуумвирата. Эрозия не в Кремле и Белом доме, эрозия в головах людей.

В ситуации с кризисом стрелки переводились на Запад, точнее, за океан. Ответственность за борьбу с кризисом перекладывалась на грузные плечи российских губернаторов. Ни то ни другое не сработало. В кризисе виноваты правительство и президент. Не виноваты национальный лидер и местные власти (масштаб их вины, согласно опросу, — 7%, такой же, как и у бизнеса).

Тефлоновость развязывает Путину руки: он может хоть в президенты баллотироваться, хоть непопулярные реформы проводить — все равно все на Медведева подумают. Но тогда и у Медведева есть шанс: терять нечего, можно проводить настоящую модернизацию.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)