Общество
Игорь Ильяш, belrynok.by

План Совмина, новая военная доктрина Беларуси и призрак Майдана в Молдове

На уходящей неделе курс рубля продолжал падать, правительство и Нацбанк утвердили план по решению задач социально-экономического развития, а Лукашенко тем временем заметил: несмотря ни на что, «народ, как это всегда бывает, власть простит».

Комплекс мер в условиях обвала

С понедельника по четверг белорусский рубль стремительно обесценивался: доллар вырос на 1432 рубля, а евро – на 1793. В пятницу рубль немного сократил разрыв, однако возможное продолжение обвала белорусской валюты все равно стало главным лейтмотивом этой недели.

В промежутках между масштабными девальвационными скачками Совет министров и Нацбанк утвердили комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности.

Ничего принципиально нового план правительство в этом документе не предлагает. Задачи диверсифицировать экспорт (этому планируется уделить «особое внимание») или либерализировать законодательство ставились и в куда более благополучные годы, однако заметных успехов в их выполнении не наблюдалось. Нынешняя же ситуация в экономике сама по себе подразумевает необходимость каких-то более революционных шагов.

Поэтому большой вопрос, сможет ли утвержденный комплекс мер поспособствовать решению задач социально-экономического развития на 2016 год. Тем более что годовые прогнозы социально-экономического развития в Беларуси хронически не выполняются.

Минувший, 2015 год в этом плане тоже не стал исключением. Согласно данным Белстата, опубликованным в понедельник, падение ВВП в 2015 году составило 3,9% (при прогнозе роста на 0,2-0,7%), экспорт обвалился почти на четверть, промышленное производство снизилось на 6,6%, а производительность труда – на 2,5%.

«Не стреляйте в пианиста»

На фоне стремительно ухудшающейся финансово-экономической ситуации оппозиционные силы попытались активизироваться и хоть как-то выступить на злобу дня.

Анатолий Лебедько и Объединенная гражданская партия 18 января на площади Независимости провели акцию солидарности с индивидуальными предпринимателями. Поводом для акции стал конфликт ипэшников и власти из-за Указа № 222.

Акция прошла по уже ставшему классическим в последние полгода сценарию: небольшому количеству демонстрантов (на этот раз – порядка трех десятков человек) позволили беспрепятственно собраться, провести митинг и мирно разойтись. Милиция внимательно наблюдала за происходящим, однако протестующих не разгоняла, а лишь составила ряд административных протоколов. Обошлось без задержаний. А активисты, в свою очередь, передали в Дом правительства список предложений, направленных на создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

Тем временем кампания «Говори правду» выступила с открытым обращением к правительству, в котором призвала срочно приступить к проведению в Беларуси реформ. В изложенных в заявлении тезисах говорилось о необходимости скорректировать госбюджет на 2016 год, уменьшить расходы на управленческий аппарат и силовой блок. Звучал призыв убрать все препятствия для равной конкуренции, создать свободный финансовый рынок и прекратить поддержку убыточных предприятий. Как и акция солидарности ОГП, заявление «Говори правду» никакого впечатления на власти не произвело.

Характерной особенностью подобных попыток оппозиции хоть как-то реагировать на нынешние экономические потрясения является то, что все они находятся «ниже уровня радара». Причем как радаров власти (т. е. все эти усилия демсил они не замечают), так и радаров общества (у которого новые инициативы оппозиции интереса уже не вызывают). И проблема тут, наверное, не столько в ограниченности фантазии оппозиционных политиков или неверности их теперешних решений, сколько в том, что никак повлиять на развитие событий они уже не способны – на сегодня у них просто отсутствуют всяческие ресурсы и рычаги воздействия на ситуацию (отсутствуют во многом по их собственной же вине). Поэтому и ожидать от оппозиции чего-то большего, кроме как декларативных заявлений и малочисленных акций солидарности, сейчас не следует.

Мир все спишет

На заседании Совета Безопасности 22 января Александра Лукашенко в целом одобрил новую Военную доктрину. В ближайшее время она будет внесена главой государства на рассмотрение в Палату представителей.

Ныне действующая доктрина была принята еще в 2002 году, и внешнеполитическая ситуация вокруг Беларуси за это время, безусловно, изменилась. Главной реакцией на эти изменения стало смещение акцентов с возможных внешних угроз на внутренние.

По словам Лукашенко, прямая военная угроза Беларуси сегодня отсутствует, а вот угроза «цветных революций», угроза подрыва государства изнутри, напротив, выходит на первый план. В новой доктрине найдет свое отражение потенциальная проблема гибридных войн, а также информационных рычагов воздействия на общественное мнение. Упоминание гибридных войн, очевидно, отсылает нас к событиям на Донбассе и к угрозе со стороны Кремля, хотя напрямую об этом, разумеется, не говорится.

«У любого народа, тем более нашего, белорусского, к власти всегда были и есть претензии: и цены высокие, и мяса, молока мало или много, и шмотки не такие, как импортные, и зарплаты, и пенсии невысокие, заборы поломались, крыши прохудились, снег не убрала власть с улиц, машины не очистила вовремя и т. д. И с течением времени эти претензии уйдут, они просто забудутся, или народ, как это всегда бывает, власть простит. Но не простит одного –если мы ему не обеспечим безопасность и оборону суверенитета и независимости страны. Вот тогда ни шмотки, ни мясо, ни молоко – ничего не надо будет, когда не будет куска земли, на котором будут жить наши дети и внуки», – сказал на заседании Совбеза Лукашенко и в подтверждение этого тезиса традиционно сослался на пример Украины.

В этом монологе о приоритете безопасности над экономикой на этот раз была видна даже не столько игра на традиционном стереотипе белорусского сознания «абы не было войны», сколько внутренняя убежденность Лукашенко в верности этой формулы.

Очевидно, он действительно не сомневается в том, что нынешний экономический кризис (в отличие от «цветных революций») не несет никакой угрозы существующему политическому режиму. Ведь за экономический крах «народ, как это всегда бывает, власть простит».

Смотрим на Молдову, вспоминаем Украину

В Молдове на уходящей неделе было утверждено новое правительство, что в условиях затянувшегося политического кризиса спровоцировало масштабную волну протестов. Сторонники оппозиции, возмущенные составом нового Совмина и нарушением процедуры его утверждения, прорвали полицейский кордон и ворвались в здание парламента Молдовы. В стычках между правоохранителями и протестующими пострадало около 10 человек, по факту беспорядков было возбуждено уголовное дело. Сторонники оппозиции вскоре покинули здание парламента, однако это не поставило точку в нынешнем противостоянии.

Протесты в Молдове продолжаются с сентября 2015 года. Политический кризис был спровоцирован масштабными хищениями в банковской системе Молдовы, обесцениванием национальной валюты и резким подорожанием тарифов ЖКХ. Оппозиция заявила, что в стране установился олигархический режим, который не соблюдает Конституцию, и потребовала отставки президента, правительства, а также досрочных выборов и изменения законодательства.

Состав нового правительства, утвержденного 20 января, естественно, не мог удовлетворить протестующих, ведь возглавил его Павел Филип, которого считают ставленником «серого кардинала» молдавской политики – олигарха Влада Плахотнюка. В результате политическое противостояние в Молдове, в последнее время напоминавшее скорее тлеющий конфликт, получило новый мощный импульс.

С самого начала многие наблюдатели искали параллели между политическим кризисом в Молдове и украинским Майданом 2013-2014 гг. Однако пока что общего все же не так много – куда больше принципиальных различий. В отличие от Украины, протесты в Молдове не завязаны на вопросе геополитического выбора страны, а главной причиной протестов все же является недовольство экономической ситуацией и коррупцией.

Однако самое главное различие протестов в Украине и Молдове заключается в том, что на улицах Кишинева противостояние происходит при минимальном уровне насилия. Ни одна из противоборствующих сторон не готова и не хочет прибегать к решительным силовым действиям, в результате чего политический кризис в Молдове больше походит на «позиционную войну», выход из тупика которой пока никто не нашел. Однако вполне возможно, что утверждение нового правительства и столкновения возле парламента как раз и являются предвестниками более грозных событий, которые выявят победителя в политическом противостоянии в Молдове.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)