Комментарии
Владимир Мартьянов

План Путина: СССР-2

Предположения, что Владимир Путин прилетал в декабре в Минск, чтобы быстренько создать российско-белорусское союзное государство и трудоустроиться на пост его президента, не оправдались. Цели Путина куда амбициознее.

В создании Таможенного союза произошел существенный прорыв, объявил на днях белорусский премьер Сергей Сидорский на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС. Его заместитель Андрей Кобяков конкретизировал: Беларусь, Россия и Казахстан должны создать полноценный Таможенный союз в 2010 году.

На эту новость можно было бы и не обратить внимания (мало ли всяких союзов да образований создано на постсоветском пространстве), если бы не одно «но». Именно это образование является наиболее жизнеспособным (скажем, в сравнении с тем же СНГ или ГУАМ). И именно это образование, при определенном раскладе, может стать основой для грандиозного проекта под кодовым названием «СССР-2».

Итак, что же такое ЕврАзЭС? Международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ, входящих в нее стран-основателей (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана. В январе 2006 г. на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Остановимся на некоторых государствах, входящих в организацию, подробно. Итак, Киргизия, которая со временем несколько отошла в тень. Отошла, в первую очередь, из-за кризиса власти, проявившегося в этой стране в 2005 году. Случилась так называемая «тюльпановая революция», и это государство стало лихорадить.

За событиями, развивающимися вокруг политического тандема президент Бакиев — премьер-министр Кулов (да и кто особо в Беларуси следил за этими событиями) как-то потерялась любопытная информация: в июне 2007-го в стране было заявлено о подготовке референдума о создании союзного государства с Россией. Кстати, согласно результатам некоторых соцопросов, 77 % граждан Киргизии выступают за создание такого государства.

Существует и другой вариант — Союз Киргизии и Казахстана, которому там пророчат гораздо большие перспективы, чем Союзу Беларуси и России. Уже создан Межгосударственный совет двух стран, Совет министров иностранных дел Казахстана и Киргизии, подписан ряд важных двусторонних документов.

Забавно, что Россия совершенно спокойна по этому поводу. А какой шум бы там поднялся, решись вдруг Беларусь вместо России интегрироваться, скажем, с Украиной! Однако присоединится Киргизия к России или к Казахстану большого значения не имеет. Ниже мы попробуем объяснить, почему.

Далее — Узбекистан. В декабре прошлого года здесь прошли президентские выборы. Президентом страны вновь стал Ислам Каримов, занимающий этот пост с декабря 1991 года.

Каримов сохранил власть, что было крайне важно для Москвы (для интереса, посмотрите, сколько внимания уделили российские СМИ выборам в этой стране). А ведь не так давно он был прямым политическим оппонентом Москвы. В частности, Узбекистан официально поддерживал бомбардировки Югославии, а также в свое время сурово осуждал соседей за «присутствие на их территориях иностранных войск» (конкретно имелась в виду 201-я российская дивизия в Таджикистане). Довольно резко отреагировал Каримов и на открытие российского военного аэродрома в Канте (Киргизия)…

Резкое сближение руководства России и Узбекистана произошло после громких андижанских событий в мае 2005 года. Тогда, после захвата местной тюрьмы, освобождения заключенных, штурма здания областной администрации узбекская армия провела силовую акцию против митинга, на котором высказывались в основном требования экономического характера, пожелания "справедливого правительства" и диалога с президентом Каримовым.

Отношения Каримова с Западом были испорчены. Евросоюз и Конгресс США ввели санкции против Узбекистана, а Штаты обвинили узбекские власти в «неразборчивом применении силы».

А 14 ноября состоялось подписание Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Каримову некуда было деться, и он пошел на резкую интеграцию с РФ, которая с тех пор с каждым годом набирает обороты.

Что касается Казахстана, то Нурсултан Назарбаев, бессменный президент этой страны, всегда был сторонником интеграции на пространстве бывшего СССР. В 1991 году он являлся активным апологетом идеи сильного Содружества независимых государств (СНГ). В 1994-м, после того как стала очевидной слабость СНГ, Назарбаев предложил создать вместо него Евразийский союз. Как писали в те времена газеты Казахстана, этот союз должен был управляться Советом президентов, иметь выборный наднациональный законодательный орган, единую валюту, общую экономическую и внешнюю политику.

Однако эта идея не нашла отклика у соседей. Тогда не нашла…

Итак, вот она тройка — Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Плюс Беларусь с Россией. В случае, если эти страны в той или иной форме объединяются, мы получаем этакий СССР-2. Чем не место работы для Владимира Путина? Чем не дело жизни для национального лидера России? Уж не эту ли идею лоббировал Владимир Владимирович, неожиданно приехав в Минск в декабре 2007 года с предновогодними подарками?

Кстати, это объединение только на первый взгляд выглядит фантастическим. Чем больше обдумываешь перспективы и предпосылки, тем вероятнее кажется реализация такого проекта.

Во всяком случае, амбиции лидеров вряд ли станут помехой этому союзу. Каримов и Назарбаев уже в возрасте. Бакиев — не игрок, раз его страна готова присоединиться к кому угодно.

Остается Лукашенко. Здесь амбиций много. И именно уговаривать его приезжал Путин. Судя по цене на газ, по стабкредиту и другим преференциям — уговорил. На что? Это выяснится несколько позже.

Для Путина (а в некоторой степени и для остальных лидеров) — это проект, который позволит им войти в историю. Новое образование сможет говорить с Западом несколько иным тоном, чем входящие в него страны по отдельности. Ведь все они вместе — это газ, нефть, уран. И многое другое.

Кстати, мысль о масштабных перспективах ЕврАзЭС приходит в голову не нам первым. Еще в 2006 году Аймери де Монтескью, сенатор парламента Франции, опубликовал в газете «Les Echos» свою статью «Ось Россия-Казахстан — зарождение сверхдержавы», где, оценивая совместный потенциал членов ЕврАзЭС, в частности отметил, что это — «дипломатическое и энергетическое партнерство, которое может с кем угодно вести диалог на равных».

Так что, возможно, и не обманывали ни белорусская, ни российская администрации свою общественность, утверждая, что Конституционный акт на декабрьской встрече Лукашенко и Путина не обсуждался. По сравнению с проектом «СССР-2» этот союз — мелочь, на которую не стоит и размениваться.

В прошлом году, комментируя размещение американской системы ПРО в Чехии и Польше, Владимир Путин заявил, что Запад получит «адекватный ответ». Скорее всего, им станет именно «СССР-2».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)