В мире

«Первая волна гробов пошла в Россию летом прошлого года»

Российский политик Илья Яшин опубликовал подробности доклада Немцова об участии российских войск в войне на Донбассе.

Руководитель московского отделения РПР-ПАРНАС Илья Яшин опубликовал 30 марта на своей странице в Facebook подробности о докладе Бориса Немцова, над которым тот работал накануне своей гибели. В нем говорится о роли России в конфликте на Украине. Соратники убитого политика обещают опубликовать доклад в апреле.

Как пишет Илья Яшин, соратникам убито политика удалось пообщаться с людьми, которые были источниками Немцова. Приводим публикацию Яшина полностью.

«Они очень боялись говорить, когда он был жив. Убийство Бориса, как вы понимаете, смелости им не прибавило, так что на контакт они шли с трудом. Источники эти представляют интересы родственников погибших солдат, которым не выплачивают обещанные компенсации. В конце января они неформально обратились к Немцову, чтобы он оказал давление на Минобороны и помог добиться выплат.

По словам источников Немцова, массово российские солдаты гибли на востоке Украины в два периода.

«Первая волна гробов пошла в Россию летом прошлого года, когда украинская армия пошла в наступления и освобождала один за другим города в Донецкой и Луганской областях. Наступление было остановлено после прямого вмешательства частей российской армии. Когда скрывать присутствие в зоне конфликта российских военных стало невозможным, Минобороны постфактум придумало версию, что все они поехали воевать в свой законный отпуск. Но в «отпуска» они прихватили с собой оружие и боевую технику. Эту информацию, кстати, в свое время публично озвучил в интервью газете «Завтра» Игорь Гиркин, который первым ввел в политический оборот термин «отпускники» и прямо признал их решающую роль в контрнаступлении сепаратистов.

Вскоре после этого были подписаны первые мирные договоренности в Минске. Однако перед этим на территории Украины шли действительно масштабные боевые действия между украинскими и российскими частями. Значительные потери были с обеих сторон, особенно под Иловайском. Сложно оценить точное число погибших солдат с российской стороны, но, судя по всему, в наши города вернулось не менее 150 гробов с пометкой «Груз-200».

Эту информацию не удалось утаить, и журналисты тогда пролили свет на сложившую ситуацию. Однако, к удивлению многих, противодействовали независимому расследованию не только официальные власти, но и семьи погибших солдат. По информации источников Немцова, это объясняется тем, что родственники получили в качестве компенсации значительные средства — по 3 миллиона рублей. Одновременно они давали подписки о неразглашении под угрозой уголовного преследования.

Вторая волна гробов массового пошла в Россию в январе и начале февраля 2015 года. По нашей оценке, в этот период на востоке Украины погибло не менее 70 военнослужащих российской армии. Это было связано с эскалацией конфликта и ожесточенным противостоянием, в частности под Дебальцево. В отличие от прошлого года, на этот раз российские солдаты перед отправкой на Донбасс официально увольнялись из вооруженных сил по требованию руководства. Таким образом, планировалось скрыть участие нашей армии в боевых действиях, выставляя солдат добровольцами. Под честное слово командиров частей военным гарантировали, что в случае ранения или гибели их родственникам будут перечислены денежные компенсации, сопоставимые с теми суммами, которые выплачивались летом прошлого года.

На практике же никаких компенсаций на этот раз родственники не получили. Командиры разводили руками и ссылались на начальство. Официально обращаться за компенсацией возможности не было, так как формально погибшие солдаты уже не являлись военнослужащими.

Родственники начали выражать недовольство и искать юристов, которые смогли бы защитить их права (благодаря этому информация и дошла до Немцова). При этом выступать публично они боялись, так как перед отправкой солдат на территорию Украины со всех них собрали подписки о неразглашении. Как уверяют источники Немцова, громкое уголовное дело против Светланы Давыдовой по статье «измена родине» преследовала цель запугать тех родственников, которые думали о контактах с журналистами. По крайней мере, семьям погибших солдат нередко приводили это дело в пример и угрожали уголовным преследованием в случае разглашения сведений об обстоятельствах гибели их родственника.

Собрав все эти данные, мы оказались в затруднительном положении. Источники Немцова, хоть и с трудом, но соглашаются общаться неформально. Однако передавать какие-либо документы они очень боятся. Еще больше они боятся выступать публично. На многих родственников идет постоянное давление, и боятся они не только уголовных дел, но и физической расправы. «Если уж Немцова расстреляли у стен Кремля, то с нами в Иваново могут сделать вообще что угодно. Никто и не заметит», — говорят люди. Даже требовать обещанные им деньги родственники уже опасаются: жизнь и здоровье дороже.

Впрочем, все эти трудности были ожидаемы, мы к ним готовились, и работу над докладом они не остановили. Подготовка текста выходит на финишную прямую, доклад будет опубликован уже в апреле. Однако если у вас есть важная и не опубликованная ранее информация, свидетельствующая об участии российской армии в боевых действиях на Донбассе, мы с благодарностью ее примем. Писать можно на doklad.voina@gmail.com».

Также на эту тему:

Расследование убийства Немцова. Можно ли доверять следствию

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)