Перспектив у белорусского автопрома не видят даже китайцы
Беларусь предпринимает очередную попытку создать-таки в стране сборочное производство легковых автомобилей. Правда, потенциальные инвесторы остались все те же — китайцы.
Как стало известно Naviny.by, к компаниям Chery и Faw, которые ранее уже назывались в качестве возможных партнеров, присоединилась компания Geely.
«На данный момент ведутся переговоры с китайской компаний Geely о возможной кооперации как в части производства автомобильных компонентов в партнерстве с холдингом «Автокомпоненты» (управляющей компанией выступает ОАО «БАТЭ»), так и в части производства легковых автомобилей», — заявил председатель совета директоров ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода.
Но не окажется ли очередной этап переговоров, пусть и с новым потенциальным инвестором, таким же «эффективным», как и предыдущие?
У белорусских властей желание создать собственное производство легковых автомобилей с привлечением китайских инвестиций зреет несколько лет. Еще в феврале 2009 года во время переговоров с участием первого вице-премьера Владимира Семашко и представителей китайской компании Chery обсуждалась возможность организации производства автомобилей этого бренда в партнерстве с Минским автомобильным заводом.
В марте 2010 года Беларусь посетил заместитель председателя КНР Си Цзиньпин. Во время визита было подписано рамочное соглашение об интенсификации торгово-экономического сотрудничества. Протоколом визита была предусмотрена организация производства китайских автомобилей в Беларуси.
«Это не первый и не единственный документ. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не идет», — сетует Сергей Варивода.
В 2009 году даже разрабатывался бизнес-план по созданию производства в Беларуси китайских легковых автомобилей. Была просчитана ориентировочная стоимость проекта, которая на тот момент составляла более 100 млн. долларов.
Однако по просьбе китайской стороны разработка бизнес-плана была приостановлена из-за кризиса. Кроме того, азиатские партнеры выдвинули белорусской стороне ряд, как оказалось, невыполнимых требований, в частности, по объемам инвестиций в реализацию проекта и гарантиям поставок автомобилей на российский рынок.
Как отмечают эксперты, переговорный процесс сразу с несколькими компаниями, состав которых периодически меняется, будет продолжаться и дальше. Но основная проблема заключается не в китайских инвесторах, а в белорусском инвестиционном климате.
«До 1 июля, пока не были выравнены пошлины на ввозимые иномарки для физлиц и юрлиц, в Беларуси не было условий для успешного развития автосборочного производства», — констатирует председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
На взгляд экспертов, ни один инвестор не станет вкладывать в производство новых автомобилей, если вся страна покупает автомобили подержанные.
Сергей Варивода отмечает еще один аспект, сдерживающий создание сборочного производства в Беларуси.
«Китайцы не совсем понимают, какова емкость белорусского рынка. Они пока не видят рынка, на котором промышленная сборка примерно 50 тысяч автомобилей в год будет рентабельной. Кроме того, китайские инвесторы не имеют четких гарантий, что собираемые в Беларуси автомобили без проблем поступят хотя бы на рынок Таможенного союза. Доступ на рынок России может стать большой проблемой, поскольку китайский автопром является основным конкурентом российским производителям. И в Российской Федерации не очень желают видеть китайский автомобиль белорусской сборки».
Иными словами, пока есть множество «но». И китайцы, в конце концов, могут просто охладеть к белорусскому рынку.
На старте переговоров Беларусь еще представляла стратегический интерес для китайских автопроизводителей, так как наш рынок рассматривался в качестве плацдарма для выхода на рынки стран Запада и России. Но теперь ситуация изменилась кардинально.
«За это время многие китайские компании уже решили вопрос выхода на западноевропейский рынок. Китайская компания Chery приобрела пакет акций шведского производителя Volvo более чем за 2 млрд. долларов, — говорит Сергей Варивода. — Насколько я знаю, она же подписала и (или) реализовала 12 проектов по организации, в том числе промышленной сборки, в частности, в Украине и Турции, открывает производства в России. И завтра мы получим на белорусском рынке китайские автомобили украинской и российской сборки».
В некотором смысле это тоже аргумент в пользу того, чтобы и самим поторопиться с организацией сборочного производства. «Да и других предложений, кроме как от Китая, у нас особенно-то и нет», — подчеркивает Сергей Варивода.
Кроме того, отмечает эксперт, китайский автопром постепенно набирает висты.
«По итогам 2010 года автомобильный рынок Китая стал самым большим в мире. По объему производства Китай опережает такие развитые страны как Германия и Япония вместе взятые. По уровню индустриального развития китайский автопром за 10-12 лет, а именно столько основным китайским производителям, достигли такого качественного скачка, что, по словам экспертов, опередили по уровню развития российский автопром на 10 лет. Кроме того, мы ощущаем зримое улучшение качества китайских автомобилей».
Вместе с тем, уверен председатель правления БАА Сергей Михневич, выбирая в качестве партнера китайские компании, Беларуси не стоит упускать из виду и мировые бренды, которые имеют хорошую долю на рынках.
«Но нам еще много предстоит сделать в части улучшения инвестиционного климата. Это вопрос не одного года. Но когда это будет сделано, известные автопроизводители начнут думать об открытии производства в Беларуси», — считает Сергей Михневич.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное