Экономика

Катерина Батлейка

«Переломить тенденцию, к сожалению, ничего не может»

Экономист — о ситуации на валютном рынке: внешние и внутренние факторы.

Фото: OfficeLife

Курс доллара на торгах начал расти с 23 июня. На этой неделе тренд продолжился, и только 7 июля продемонстрировал небольшое снижение — по состоянию на обед пятницы доллар снизился на 0,73% до 3.054 рубля.

Почему курс доллара растет и чего ожидать беларусам дальше?

— Это вполне ожидаемая тенденция. Тут есть две составляющие: первая — сейчас беларусский рубль как никогда привязан к российскому, поскольку две трети экспорта ориентированы на Россию, к тому же финансовая помощь приходит только из России, — объясняет экономист Лев Марголин в экспресс-комментарии «Салідарнасці». — Поэтому то, что происходит с российским рублем, происходит и с беларусским.

На российский очень сильное влияние оказывает, во-первых, снижение нефтяных и газовых доходов, соответственно возникает недостаток валюты в обращении. Кроме того, последние политические события — попытка пригожинского мятежа показала неустойчивость системы.

А неустойчивость политической системы предполагает и неустойчивость финансовой, поэтому повысилось стремление выводить имущество и финансовые ресурсы за рубеж, соответственно, для этого есть потребность в дополнительной валюте.

Лев Марголин

То есть, подытоживает экономист, потребность в валюте растет, предложение падает, соответственно, растет российский рубль. По мнению российских экспертов, в ближайшее время предел такого падения обозначить сложно. Этой же тенденции следует беларусский рубль.

Однако у беларусского рубля есть и собственные причины для снижения.

— Дело в том, что в последнее время сокращается приток иностранной валюты в страну. У нас всегда была такая ситуация, что внешняя торговля товарами имела минусовое сальдо, а внешняя торговля услугами — плюсовое.

Пока, насколько я знаю, не было окончательной информации по внешнеторговому обороту за первое полугодие, но можно ожидать, что в следствие приграничных и трансграничных проблем может резко снизиться сальдо транспортных услуг— основного поставщика валюты в страну.

Кроме того, продолжается релокация айтишников за границу. Это связано уже скорее всего даже не с политическими проблемами, а, опять-таки, с финансовыми. Они сильно зависят от возможности международных валютных расчетов, которые сейчас затруднительны.

Получается, что кроме российской тенденции, есть еще своя собственная, которая сокращает валютные предложения и делает каждый поступающий в страну доллар или евро дороже в рублевом исчислении.

Заглядывая вперед, Марголин считает, что «ничего экстраординарного не будет». Мы будем по-прежнему наблюдать плавное снижение курса рубля, которое будет чередоваться небольшими компенсациями и отскоками.

— Причем в пятницу это нормальное явление — когда рубль немного укрепляется, потому что в выходные заявок на покупку валюты меньше.

Многое будет зависеть от позиции Национального банка. Если он и дальше будет проводить жесткую взвешенную политику, то мы имеем шансы наблюдать за плавным снижением беларусского рубля.

Если будут делать какие-то необдуманные шаги, то плавное снижение может перемежаться резкими падениями. Но я все-таки надеюсь, что у нас будет продолжаться плавное снижение.

Переломить тенденцию, к сожалению, ничего не может. Потому что ни иностранных инвесторов, которые могут принести сюда валюту, ни значительного увеличения внешнеэкономической деятельности, которая также могла бы способствовать привлечению валюты, к сожалению, пока ожидать не приходится, — заключает Лев Марголин.