Филин

Виктория Захарова

«Переговоры или даже обычный диалог невозможны без наличия и желания участвовать в них второй стороны»

Экс-дипломат – о смысле, значимости и подводных камнях конференции в Вене для Беларуси.

Может ли международная конференция в Австрии стать первым шагом на пути к урегулированию политического кризиса в Беларуси? Филин продолжает собирать мнения экспертов на этот счет.

– Называть конференцию в Вене началом переговоров между представителями де-факто властей Беларуси и оппозиции, с моей точки зрения, абсолютно некорректно, – подчеркивает бывший сотрудник белорусского МИД, ныне аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Павел Слюнькин.

Экс-сотрудник МИД Беларуси и политический аналитик Павел Слюнькин

– Это, безусловно, важное событие, которое в очередной раз привлечет внимание к белорусскому кризису и угрозам, которые он создаёт для региона. Учитывая, что конференцию анонсировал сам австрийский канцлер, уровень представителей других стран ЕС также будет высоким или в некоторых случаях возможно даже высшим.

Однако довольно очевидно, что белорусские чиновники не будут принимать в ней участие. А переговоры или даже обычный диалог невозможны без наличия и желания участвовать в них второй стороны, без признания всеми статуса, формата и повестки переговоров.

В информационном пространстве появилась информация о том, что, режим Лукашенко будет представлен в Австрии на уровне лояльных экспертов.

– Однако, без наделения их соответствующими полномочиями реально они будут представлять в Вене исключительно себя, – отмечает эксперт. – Я думаю, что настойчивое желание презентовать такой диспропорциональный формат контактов может в конечном счете сыграть злую шутку с демократическими силами Беларуси.

Во-первых, когда вы садитесь за вымышленный переговорный стол с человеком, который не наделен никакими полномочиями, то неминуемо понижаете свой статус до аналогичного ему.

Какой смысл впоследствии белорусским властям направлять на аналогичные мероприятия своих официальных представителей, если вторая сторона готова вести переговоры даже с людьми без соответствующего статуса и полномочий?

Во-вторых, внутри ЕС все громче звучат голоса тех стран, которые уже призывают отказаться от санкций и искать другие формы воздействия на режим. Это усложняет процесс выработки компромиссных решений и делает их в итоге половинчатыми, малоэффективными.

Австрия, напоминает экс-дипломат, как раз традиционно была страной, которая демонстрировала высокую степень толерантности к нарушениям прав человека в Беларуси ради защиты своих бизнес-интересов.

– И такие фиктивные переговоры будут использоваться лоббистами внутри ЕС как свидетельство того, что диалог между властями и оппозицией уже начался, а значит, стоит отказаться от санкционного инструмента в отношении белорусских властей, чтобы не помешать этому процессу.

Поэтому важно подчеркивать, что конференция в Вене – это никакие не переговоры и не диалог между противоборствующими сторонами, а инклюзивная площадка высокого уровня для обсуждения всех актуальных вопросов, обмена мнениями и идеями, поиска решений и привлечения внимания к так до сих пор и не разрешенному политическому кризису в Беларуси.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(47)