Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
Заявление Лукашенко о намерении переориентировать грузопоток с балтийских портов на российские не зря прозвучало в разгар белорусско-российских нефтяных переговоров. Россиянам он дал понять, на что готов пойти ради выгодных условий поставок нефти.
А заодно заставил понервничать страны Балтии, которые, будучи членами ЕС, поддерживают точечные экономические санкции в отношении Минска.
Планы переориентировать перевалку белорусских грузов Александр Лукашенко, напомним, огласил 9 ноября, принимая в Минске губернатора Ленинградской области РФ Александра Дрозденко.
Лукашенко отметил, что «принципиальное решение» по этому вопросу они с президентом РФ Владимиром Путиным приняли на своей последней встрече (последний раз Лукашенко и Путин встречались в формате «без галстуков» 15 сентября в сочинской резиденции Бочаров Ручей).
«Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности», — добавил белорусский руководитель.
Он подчеркнул, что белорусская сторона рассчитывает на уступки: «Думаю, что если даже вы где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств».
Губернатор Дрозденко в ответ пообещал приложить «максимум усилий» для того, чтобы тарифы «были справедливые».
«Транзитные предупреждения» в адрес стран Балтии звучат из Минска не впервые. Так, например, комментируя в апреле этого года журналистам «бесперспективность» санкций ЕС, Лукашенко подчеркнул: «Я не говорю о тех крупных экономических потерях, которые понесут порты Балтии. Не скрываю, мы ведем переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, чтобы мы загрузили их порты на Балтике. Они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов. Если мы не нужны в странах ЕС, то мы будем искать свое счастье дальше».
«Счастье», надо заметить, весьма сомнительное. Эксперты в один голос заявляют: перенаправлять грузопоток в российские порты Беларуси сегодня невыгодно.
«Мы анализировали экономику поставок грузов, в частности калийных удобрений, до Клайпеды, — рассказал агентству «Бизнес-новости» директор филиала по перевалке грузов Клайпедского (Литва) порта Мечисловас Виткаускас. — Представляли результаты в Совмин Беларуси и подчеркивали, что Клайпедский порт — ближайший порт от Беларуси, это самый экономный маршрут».
Расстояние от Солигорска (Минская область), где расположен «Беларуськалий», до Клайпеды по железной дороге составляет 712 км, тогда как до Санкт-Петербурга — 998.
Кроме того, транспортировка одной тонны груза по литовской железной дороге примерно на 10 долларов дешевле, чем по российской. А с 2013 года услуги на железнодорожные грузоперевозки по территории РФ могут подорожать в связи с планируемой унификацией внутренних и экспортно-импортных тарифов странами Таможенного союза.
Министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис усматривает за словами Лукашенко руку Кремля. «Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Беларуси, и Беларуси некуда деваться», — сказал он в беседе с журналистами.
Однако, добавил Масюлис, инфраструктура Санкт-Петербургского порта и новых строящихся в этом регионе портов недостаточно развита, и вряд ли в обозримом будущем будет готова к дополнительному обслуживанию большого объема грузов.
«Экономический фактор — цена, скорость и качество перевозки грузов — на нашей стороне», — убежден Масюлис.
Достаточно спокойно отреагировал на заявление Лукашенко Таллинн.
«Я не озабочен этим — это дело портов. Если посмотреть внимательней, то можно увидеть, как меняются партнеры и объемы грузов, поэтому я не считаю, что мы должны переоценивать этот вопрос», — заявил министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт.
Что касается Латвии, то буквально за день до встречи Лукашенко с губернатором Ленинградской области министр транспорта этой балтийской страны Айвис Ронис на встрече с послом Беларуси выразил готовность создать белорусским партнерам самые благоприятные условия для работы в своих портах. Например — предложить приобрести или арендовать инфраструктурные портовые объекты.
В Минске утверждают, что никакого давления со стороны России нет.
«Здесь нужен комплексный подход, и мы готовы рассматривать предложения российских коллег, поскольку выступаем за диверсификацию потоков и экономическую выгоду», — сказал на пресс-конференции в Минске 16 ноября первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.
Он напомнил, что сейчас основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Балтии (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские (Одесса, Николаев).
«Чем больше предложений, тем дешевле транспортная услуга. С точки зрения бизнеса это также выгодно, поскольку владельцы портов увеличивают загрузку терминалов», — констатировал Семашко.
Аналитики обращают внимание на то, что транзитная тема всякий раз всплывает именно в периоды обострения белорусско-российских отношений. Как сейчас, когда Минск и Москва не могут договориться об условиях поставок нефти в 2013 году.
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук убежден, что заявление Лукашенко о переориентации грузов на Россию следует рассматривать именно в комплексе с нефтяными переговорами.
«Это, скорее, тактический ход для того, чтобы смягчить позицию России в переговорах по нефти и по разбавителям», — сказал Романчук в комментарии для БелаПАН.
«Возможно, какая-то небольшая партия белорусских грузов будет направлена в Россию для того, чтобы выиграть месяц-другой, пока длятся переговоры по нефти. Скорее всего, это будет отправка нефтепродуктов, на чем, собственно, сейчас и настаивает Россия», — предполагает Романчук.
Он напомнил, что в свое время белорусские власти и с Венесуэлой, и с Азербайджаном «пытались работать по нефти, но, в конце концов, все вернулось на свои места». «Существующие схемы продолжат работать, и проект переориентации на порты Ленинградской области вряд ли будет реализован», — прогнозирует эксперт.
Экономический обозреватель Татьяна Манёнок отмечает, что конкретной проработкой тарифной политики в целях привлечения белорусских грузов в России никто не занимался.
«Вопрос целесообразности переориентации части внешнеторговых грузов с прибалтийских портов на порты Ленинградской области белорусская сторона изучала в 2011 году. Причем речь шла только о возможной транспортировке через Усть-Лугу (порт в Ленинградской области РФ) белорусских нефтепродуктов производства Новополоцкого НПЗ», — добавила аналитик.
По словам Манёнок, если считать логистику исходя из расстояния, то выгода от смены маршрута просматривается: расстояние от Новополоцкого НПЗ до эстонского порта Мууга составляет 851 км, тогда как до Усть-Луги — 803 км.
«Вопрос — в железнодорожных скидках, которые должна предоставить белорусским грузам российская сторона. А это достаточно солидные скидки: эффективность нового логистического коридора для Беларуси просматривается лишь в том случае, если Россия предоставит скидку в 50%», — отмечает обозреватель.
По мнению экспертов, Минск вряд ли решится на переброс всего экспортного грузопотока из балтийских портов в российские.
В то же время белорусские власти постараются выжать максимум из возможности выбора маршрутов транзита и будут периодически торговаться с Россией и странами Балтии, пытаясь заработать оптимальные бонусы.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное