В мире
Екатерина Петухова, ”Московский комсомолец”

Пензенских затворников совратила «сестра Зоя»

Пензенское ЧП принимает масштабы массовой паранойи. “Может, они и есть истинные православные? Ведь монахи в Киево-Печерской лавре тоже уходили под землю…” — вопрошают некоторые верующие. Лиха беда начало. Не хватало еще, чтобы у замуровавшихся появились последователи, которые тоже выроют себе где-нибудь пещеру и засядут там в ожидании апокалипсиса.

Кто такие пензенские затворники на самом деле и что может на них повлиять, “МК” рассказал президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Александр Дворкин.

— Являются ли эти люди действительно сектантами? Ведь некоторые уже начали сравнивать их с монахами-пещерниками.

— Они, конечно, сектанты. Вопросов быть не может. Эти люди отделили себя от церкви в отличие от монахов-пещерников. Монахи уходили в пещеры в одиночестве и отвечали только за себя, они не вели никого за собой. А здесь люди по призыву одного человека ушли целыми семьями, причем взяли с собой детей. Поэтому такие сравнения неуместны.

— А к какой секте (или сектам) близки по своим убеждениям пензенские затворники?

— Секта свидетелей Иеговы много раз предсказывала конец света. Также, еще в 1844 году, лжепророчества о грядущем апокалипсисе были у адвентистов. А что касается ухода под землю, то это похоже на секту Виссариона (правда, те уходят в лесную глушь) и на анастасийцев. Они убеждают своих приверженцев, чтобы те продавали свои городские квартиры, имущество и отчуждались от общества.

— Что может повлиять на замуровавшихся? Кого они послушают и выйдут из-под земли?

— Вероятнее всего, на мой взгляд, они будут слушать Петра Кузнецова. Его обязательно нужно попробовать привлечь. Ведь именно в пророчества Кузнецова поверили эти люди. Также я слышал, что затворники называли имя отца Рафаила (Берестова). Он пока еще православный священник, но почти отошел от церкви. Отец Рафаил удалился от общества, живет сам по себе. Сейчас обитает где-то в Кавказских горах, возможно, около Новоафонского монастыря. Сеет эсхатологическую истерию среди легковерных. И раз эти затворники его признают, пусть он проявит себя, коли считает себя старцем. Пусть поедет и попробует уговорить их выйти из-под земли. А вообще главное на данный момент — уговорить людей принимать помощь от внешнего мира. Если они начнут принимать помощь, это уже будет компромисс с их стороны.

Сразу после разговора с г-ном Дворкиным “МК” связался с российскими адвентистами. Истинные представители этого христианского течения сообщили нам, что затворники не имеют к ним никакого отношения.

— Церковь адвентистов седьмого дня никогда не пропагандировала ни монашеский образ жизни, ни затворничество, — заявил руководитель церкви адвентистов седьмого дня в Туле и Тульской области Михаил Лымарев. — Группа, которая ушла под землю, никак не связана ни с адвентистской церковью, ни с любой другой протестантской. Я каждый день молюсь Богу, чтобы они прозрели и вышли из пещеры. Если говорить об адвентистах седьмого дня, то мы организовались после 1844 года. И не имеем особого отношения к тем адвентистам (другое название — миллеристы), которые пророчили в 1844-м конец света. Это была их ошибка, и они ее признали. Разочаровавшись, они просто исчезли, и их больше не существует. А эти замуровавшиеся люди считают себя православными.

Между тем, как написала одна из местных газет, предводителем затворников может быть вовсе не Петр Кузнецов, а некая сестра Зоя. Именно ее речи подвигли людей уйти под землю. Об этом говорил и сам Петр, и Ольга с Валентиной, которые остались в “молельном доме”. “Бог дал нашей сестре разум правильно толковать Евангелие, — разоткровенничались женщины с корреспондентом. — Сестра Зоя давала нам наставление, как нужно жить”.

Кстати, сестра Зоя тоже не ушла под землю и осталась наверху — принимать новых членов общины. Вместе с Петром она была задержана милицией, но в отличие от спокойного Кузнецова, вела себя агрессивно.

Интересно, что “в миру” 47-летняя Зоя Никитина, уроженка Новочеркасска, была военнослужащей. Ушла в отставку в звании прапорщика и ударилась в религию. Больше всего ее тревожил пресловутый “дьявольский код” ИНН. На этой почве в 2000 году она впервые попала в психлечебницу. А после выхода оттуда написала труд, на который ссылаются все пензенские отшельники: книга “Семь голов, десять рогов России”. Она была издана в Пензенской области при помощи Петра Кузнецова. Который, похоже, выполнял при “идеологе” сестре Зое роль простого снабженца.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)