Пастухов: «Сегодняшняя Россия — не про Мастера и Маргариту, она — про Бендера и Паниковского»
Политолог — о новом образе России.
— Из мелких деталей, из цепочек последовательных действий и хаоса непоследовательных заявлений рождается образ сегодняшней России как «всемирного Паниковского» — похитителя гусей и нарушителя всех мыслимых конвенций, — пишет Владимир Пастухов.
Не ту книгу экранизировали. Сегодняшняя Россия — она не про Мастера и Маргариту, она — про Бендера и Паниковского. Вечно обиженная, вечно ворчливая, не признающая никаких правил, ни для своих, ни для чужих, агрессивная и драчливая, кичащаяся своей непредсказуемостью и всех остальных, спокойных и предсказуемых, считающая дураками и слабаками.
В последнее время она чувствует, что ее, мягко говоря, никто не любит и добра не желает, и от этого распаляется пуще прежнего. Она каждому встречному и поперечному кричит перекошенным от ярости ртом:
«Я всех вас переживу. Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст».
Но в тот момент, когда неизбежное случится, и на какой-нибудь пустынной дороге истории, где-то между Европой и Таганрогом, наступит финал этой непутевой жизни, какой-нибудь командор повторит на тусклой гражданской панихиде все те же давно уже написанные слова:
«Я часто был несправедлив к покойному. Но был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком. Это был бывший слепой, самозванец и гусекрад. Все свои силы он положил на то, чтобы жить за счет общества. Но общество не хотело, чтобы он жил за его счет. А вынести этого противоречия во взглядах …. [он] не мог, потому что имел вспыльчивый характер. И поэтому он умер. Все!».
Читайте еще
Избранное