Пастухов: «Кто-то скажет, вот живу я в своем 16 веке, и буду в нем жить. Значит придется проститься»
Старший исследователь университетского колледжа Лондона – о том, каким может быть переформатирование России после ухода Путина.
– Проблема – очень непростая, – делится профессор Владимир Пастухов в свежем выпуске Ходорковский Live. – Россия – многоукладное общество, у которого есть часть территорий, которые находятся на уровне развития 21 века. Части – на уровне 19-го. И части, которые живут с кодексом поведения 18 века.
Самый простой способ решить проблемы этих территорий, соединив из воедино, – это та империя, все прелести которой мы сейчас ощущаем.
Вообще, империя – это очень неплохо, особенно когда этот проект только начинается. Но, к сожалению, любая империя вырождается в агрессивное образование, которое может жить только войной и за счет войны.
То есть, если ты очень любишь империю, если тебе она нравится, то должен понимать: империя должна воевать. Соответственно, ты будешь нести все тяготы военного общества. Как говорили русские самодержцы: Россия – государство военное, его предназначение – быть угрозой мира.
Это цена вопроса. Зато все проблемы внутренних конфликтов решаются.
Дальше, если мы отказываемся от этой имперской оболочки, у нас возникает какое-то количество обществ, у которых нет возможности жить в условиях демократии и есть масса конфликтов между собой. Я думаю, что нет единого универсального способа переформатирования общества. По всей видимости, чести этих окраин территории России, где невозможно решить проблемы, отпадут. Хотим мы этого или нет.
Невозможно всех грести под одну гребенку и заставить принять правила игры. Кто-то скажет, что никаких правил принимать не хочет: вот живу я в своем 16 веке, и буду в нем жить. Значит придется проститься.
А в чем фишка – она в том, что то новое общество, которое Россия будет из себя представлять, как любое крупное общество дает другой уровень жизни и возможности своим гражданам. Это прелести свобод и каких-то социальных вещей.
То есть это предоставление жесткого выбора.
Или принимают правила игры и перестают грызть друг друга, и получают все бенефиты жизни в большой стране, условно говоря, национально-социальный пакет. И говорят: живу по определенным правилам и законам, которые называются Конституция.
Или звучит: мы такие особенные, нам от вас ничего не надо. Но тогда действительно не надо – ты уходишь и живешь тем маленьким ресурсом, который есть.
Читайте еще
Избранное