Комментарии
Ярослав Романчук, Facebook

«Паны, вернее политические начальники ссорятся – чубы у населения трещат»

В начале октября белорусские власти в одностороннем порядке приняли решение повысить тарифы на перекачку российской нефти по территории Беларуси.

Не было переговоров с «Транснефтью», предварительного уведомления и нового договора.

В начале 2016-го белорусские власти в одностороннем порядке пересмотрели цену на российский газ, представив поставщику свою трактовку цены газа. Не было переговоров с «Газпромом». Просто белорусская сторона посчитала себя вправе платить за газ по ценам, которые представляются им справедливыми.

В 2015 году из Беларуси было поставлено в Россию яблок и грибов в пять раз больше, чем собранный в стране урожай. В своё время подобная ситуация была с сахаром, когда Беларусь продала в Россию свекловичного (по документам) сахара больше, чем произвела.

В 2016-м Беларусь официально импортировала из Буркина-Фасо и Центрально-Африканской республики фрукты, которые в этих странах не производятся. Это установил Россельхознадзор.

Российский центральный банк жалуется, что Беларусь позволяет российскому бизнесу выводить валюту из страны. Речь идёт не о миллионах, а о «жирных» миллиардов долларов.

Российское Министерство экономического развития и торговли устойчиво включает Беларусь в первую тройку стран с наибольшим количеством торговых барьеров для российских производителей.

Российский МИД недоумевает относительно позиции официального Минска по Грузии и Украине.

Российское правительство затаило обиду по поводу того, что Беларусь, получая дешевую российскую нефть (по $ 28 за баррелей в I полугодии 2016г), продает нефтепродукты Украине, с которой у России де-факто гибридная война.

Такова реакция официального Минска на резкое ухудшение условий торговли с Россией нефтью и газом (сокращение энергетического гранта с ~15% ВВП до 3% ВВП), на сохраняющийся протекционизм в отношении белорусского продовольствия, дискриминацию белорусского бизнеса при проведении госзакупок в России, бюджетную поддержку прямых конкурентов белорусских предприятий, а также требования продать белорусские предприятия «за бесценок» (по оценке белорусских властей).

Беларусь и Россия (читай Лукашенко и Кремль) вступили в очередную фазу отделения мух и котлет. У каждой стороны свое определение «мухи» и «котлеты». Каждая из сторон считает себя обиженной, униженной теми результатами интеграции, которые должны были привести к расцвету торговой, инвестиционной и финансовой деятельности.

Это полноценный кризис белорусско-российских отношений. Это тупик интеграционной модели, драйверами которой были монополисты, олигархи, начальники РПЦ, ностальгирующие по Советскому Союзу большевики и распорядители чужого.

Если в начале 2000-ых у Путина не хватило духу отделить мух и котлет в своем, кремлевском понимании, то сейчас он чувствует себя совсем иначе.

Паны, вернее политические начальники ссорятся – чубы у населения трещат. Если Кремль закусит удила, будет настаивать на полноценных рыночных взаимоотношениях, тогда Беларуси грозит второй раунд выхода или, точнее сказать, вышвыривания из российского экономического пространства.

В случае обострения нефтегазового, продовольственного и транзитного конфликтов в 2016 году Беларусь может нарваться на сокращение ВВП, как минимум, на 5%, ускорение падения экспорта до 25%, валютный голод, блокировку очередных траншей кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития, остановку крупных заводов, которые работают только на Россию, с вытекающими отсюда социальными последствиями.

Чтобы залатать легко предсказуемые дыры в бюджете, власти наверняка попытаются повысить налоги, во имя спасения своих «котлет». Это еще больше добьет малый и средний бизнес, а новые цены в магазинах еще больше отвратят население от власти, даже если оно дружно наденет вышиванки и на зданиях исполкомов рядом с бел-чырвона-белым флагом развесят флаги Европейского союза.

Несложно сказать, кто первым начнет грозить выходом из Союзного государства и ЕАЭС, приостановлением членства в ОДКБ и СНГ. В эмоциональном угаре и психологическом накале легко наломать дров и разжечь такой костер, от которого пользу получат разве что люди в погонах и вездесущие монополисты.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)