Комментарии
Алесь Михалевич, naviny.by

Памяти Виталия Силицкого

Будучи в Вильнюсе на достаточно большом мероприятии, получил смс от жены: «Віталька памёр». Почтили память минутой молчания, и ни у кого из присутствовавших не было вопросов: «А кто такой Виталий Силицкий».

Я знал Виталия ещё с университета, где на ФЭФе – философско-экономическом факультете – он был одним из наиболее заметных студентов. Время перемен, ликвидация комитета комсомола, заселение факультета в здание бывшей Партшколы… Виталий в этих процессах принимал активное участие.

После окончания БГУ Виталий пропал из Беларуси на несколько лет. Уехал учиться — сначала в Венгрию, в соросовский Центрально-Европейский университет, а после — в США. Из Америки Виталий вернулся, несмотря на то, что у него всё получилось: и степень доктора наук, и статьи в серьёзных изданиях. Было много предложений работы за границей, но Фонд Сороса предложил стипендию при условии возвращения в Беларусь на преподавательскую работу, и это, как мне кажется, было одним из лучших вложений денег известного миллиардера. После этого Виталий даже если уезжал за границу на стажировки, то обязательно возвращался.

После возвращения из США Виталий работал в Европейском гуманитарном университете, где, безусловно, был звездой. Белорус с американской докторской степенью, он не вписывался в привычные каноны даже негосударственного университета. Активно комментировал события, отвергая привычное понятие «самоцензура». Выступал с критикой идеи бойкота выборов в 2000 году, не боясь идти против мнения оппозиционных элит. Помогал депутату парламента Владимиру Новосяду в организации международной работы его молодёжной организации — «Гражданского Форума». Сегодня во многих странах Европы бывшие молодёжные активисты скорбят по поводу смерти своего «большого друга», как они его называли не только за большие размеры.

Комментарии доктора наук Силицкого по поводу ситуации в стране, основанные на классической теории политической науки, всё больше нервировали власть. Власти не нравилось, что ей ставят нелицеприятный диагноз. Публикации Виталия в американских и других иностранных журналах обнажали все проблемы нашей страны. Администрация ЕГУ, как это объяснял сам Силицкий, приняла решение с ним расстаться, чтобы продлить существование своего университета в Беларуси. Виталий ушёл без скандала, а через несколько лет возглавил абсолютно новое для нашей страны учреждение – Белорусский институт стратегических исследований.

Собрав молодую и динамичную команду учёных, институт за несколько лет стал ведущим научным учреждением станы. По количеству и качеству публикаций, по моему мнению, институт делал больше интересных исследований, чем все обществоведческие институты Национальной академии наук.

…Уже было подозрение, что появились метастазы, но подтверждения ещё не было. Виталий так и не смог как учёный абстрагироваться от предмета своего исследования – современной Республики Беларусь. «Калі гэта здарыцца, лічыце, што мяне забіла 19 снежня», — написал Виталий моей жене, когда я ещё находился в следственном изоляторе. После моего освобождения очень хотелось приехать к Виталию домой, в Смолевичи, где я был частым гостем, но подписка о невыезде мне не давала права покидать границы кольцевой дороги. Пришлось встречаться в офисе Института в Минске, где чувствовалась беспомощность лучших учёных в объяснении белорусской реальности…

Не могу присутствовать на похоронах, хотя знаю, что должен там быть. Но уверен, что людей будет много, потому что умер человек неординарный, который всему миру открывал Беларусь, при этом делая всё возможное, чтобы Беларусь в этом мире заняла достойное место.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)