Комментарии
Светлана Калинкина, «Народная воля»

Открыл Америку!

Когда-то на меня произвел сильное впечатление рассказ бабушки о том, какой ужас она пережила в детстве. Как кричала по ночам от страха, как смотрела на чистое небо, на облака и рыдала. Как боялась, что скоро ничего этого не увидит. А все потому, что в их деревню забрела некая богомолица с вестью, что в мире происходит страшное.

Мол, по городам и весям злые люди затягивают небо железными веревками. Действительно, ужас! Все крестились, плакали, ждали конца света. А потом выяснилось, что и люди не злые, и ничего ужасного они не делали: в деревни стали проводить электричество.

К чему это я вспомнила? Да прочитала интервью Александра Лукашенко газете "Вашингтон пост" с рассуждениями об американской демократии. Открыл Америку! Ну, точь-в-точь та самая богомолица.

Александр Григорьевич признался, что не раз бывал в США и даже в свое время проехал страну «по разным точкам с запада на восток». Вот и я так же. Аккурат во время встречи Лукашенко с американской журналисткой повторила тот же маршрут: с запада на восток, от Вашингтона до Сиэтла, от Атлантического побережья к Тихоокеанскому. Дело в том, что в Соединенных Штатах много лет существует такая программа гостевых визитов -- знакомство со страной для политиков, журналистов, общественных деятелей из разных стран. Я была в составе группы белорусских журналистов, Лукашенко, как я понимаю, посещал США, еще будучи депутатом Верховного Совета, поскольку позже у него такой возможности уже не было.

Я абсолютно уверена, что в Вашингтоне возле Белого дома мы с Лукашенко, несмотря на разницу во времени поездок, видели одно и то же зрелище. Меня оно очень впечатлило.

Представьте себе здание, на которое обращено внимание всего мира. Тысячи туристов, журналистов, высокопоставленных гостей каждый день. И прямо возле Белого дома стоит палатка, рядом пошарпанные, написанные от руки плакаты, внутри -- покрытый татуировками мрачный человек восседает в кресле и внимательно изучает свой ноутбук. Это знаменитый антиядерный пикет, который круглосуточно проходит возле Белого дома. С протестом выступают то один человек, то много, протестуют то тихо, то громко. Круглые сутки! Вот уже лет тридцать! Без перерыва!

Признаюсь, с моей точки зрения тридцать лет стоять в пикете -- это, конечно, ненормально. Но с точки зрения американской демократии никто -- ни президент, ни полиция, ни суд -- не может лишить человека права на протест. Хочешь -- стой! Главное, чтобы не кричал по ночам и не обижал обычных прохожих.

Причем еще одна важная деталь: после терактов расстояние, на котором могут проходить акции протеста возле правительственных зданий, были увеличены, но поскольку данный пикет начался тогда, когда такого правила не существовало, то тронуть его даже после изменения законодательства никто не может.

Подобное вообще мыслимо в Беларуси? Так кому предназначалась сказка о том, что у нас демократии не меньше, чем в США?..

Скажу больше: Лукашенко, похоже, вообще забыл, что такое Белый дом. В интервью "Вашингтон пост" он проводит для американцев параллель: предлагает представить, что было бы, если бы демонстранты шли на Белый дом, как 19 декабря они шли на белорусский Дом правительства. Ничего не было бы, ответила журналистка. И добавила, что, по крайней мере, им бы не грозило 15 лет лишения свободы. Но представительница «Вашингтон пост» не обратила внимания, что сравнение в принципе некорректное и неправильное. Потому что Белый дом -- это здание, в котором президент США и работает, и живет с семьей.

Ну не могут США позволить себе отдельные особняки для работы и отдыха главы государства! Вот белорусский президент способен на такую роскошь, у него денег достаточно, а американский -- нет. У него все по-простому: знаменитый Овальный кабинет в одном крыле здания, а жилые комнаты -- в другом. И здание маленькое, и детям Барака Обамы не нужен электромобиль, чтобы ездить по здешним лужайкам -- территория резиденции небольшая совсем. Это у нас глава государства живет с настоящим размахом. Только 19 декабря митингующие не пошли на Дрозды -- символ барства дорвавшихся до власти, они не собирались громить камнями окна спальни сына президента. Так что нельзя даже сравнивать произошедшее в Минске с гипотетическим штурмом Белого дома. Наши митингующие пошли к зданию парламента и правительства. И во всем мире такое нормально.

Многотысячные акции протеста в эти дни проходят возле американского Капитолия, их чуть ли не каждый день показывают по ТВ. Но я даже не о том хочу сказать, что демонстрантов никто пальцем не трогает. Вы обратите внимание на здание. Не в пример Белому дому оно огромное, величественное, красивое. Да к тому же стоит на холме, возвышаясь над городом. Более того, существует закон, по которому здания выше Капитолия в Вашингтоне строить запрещено. Видимо, Александру Лукашенко во время его поездок в США не объяснили, что это не случайно, что это символ.

Величественный Капитолий и скромный Белый дом -- это символ того, что главный в стране -- народ. Что законодательная власть, которая представляет народ, важнее, что народ стоит над всеми. Что президенты по сути своей работы и миссии -- только слуги народа, нанятые менеджеры, которых в любой момент можно уволить. А потому их место -- в скромном доме в низинке.

Впрочем, Белый дом, конечно, на самом деле не такой маленький, как кажется, потому что для сотрудников Администрации президента США предусмотрены кабинеты под землей. Но для американцев очень важно, чтобы, глядя на Белый дом и Капитолий, каждый понимал истинную иерархию власти. Президент США в неофициальной иерархии -- самый влиятельный человек в мире. Но, согласно традиции, без приглашения даже он не имеет права войти в здание парламента.

Странно, что, стремясь продемонстрировать "глубину знаний" в особенностях американской демократии, Лукашенко об этом важнейшем условии стабильности политической системы США не вспомнил.

Мы, конечно, можем учить жизни весь мир. Мы, конечно, можем искать свой особый путь развития через тюрьмы и репрессии. Мы, конечно, можем слушать "богомолиц", которые утверждают, что наш народ до такой демократии не дозрел… Разноцветная и разноголосая Америка, страна эмигрантов со всех уголков планеты, дозрела 200 лет назад, а мы, высококультурные и высокообразованные европейцы, -- все никак. На самом деле, мы не уроды, и мы бы с демократией справились, как с нею справились негры и индейцы Америки. Но наша беда в том, что мы не можем справиться со своими правителями, среди которых пока не нашлось человека, который бы в первую очередь думал не об удобствах жизни в президентской резиденции, а о народе, который своей сложной судьбой давно заслужил право жить и дышать свободно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)