В мире
Юлия Александрова

«От 1 евро, который тратится на территории бывшей ГДР, восточная Германия зарабатывает 75-80 центов»

В год Восточная Германия получает от Западной около 90 миллиардов евро. По самым оптимистичным прогнозам после объединения Германии восточная её часть должна была достигнуть уровня западной за 3-5 лет, по пессимистичным на это понадобится 70 лет. Что значит «экономическое чудо» для объединённой Германии и в чём противоречия её экономического развития, выясняла корреспондент «Салідарнасці».

Налог для развития бывшей ГДР жители западной Германии платят до сих пор. В итоге получилось, что, несмотря на более слабую экономику, восточногерманские земли располагают большими средствами, чем западногерманские. Вклад западной Германии в развитие экономики восточной повышается, в то время как к 2020 году уровень экономики обеих частей страны должен уравняться.

– На практике получилось, что о 1997 года была преодолена треть разницы в экономике, – вспоминает репортёр немецкого издания «Die Welt» Уве Мюллер. – Однако не всё шло так гладко. Из сотни промышленных предприятий, существовавших в ГДР, в 90-х годах остались 10. Промышленность должна была создаваться заново. Однако самостоятельных крупных концернов в бывшей ГДР почти не существовало, а 100 самых крупных предприятий восточной Германии вместе взятых имели меньший оборот, чем предприятие, производящее «Мерседес». Хотя благодаря налоговым льготам, многие восточногерманские предприятия считались прибыльнее западногерманских.

Конечно, были и позитивные моменты. Например, инфраструктура в восточной Германии была модернизирована быстрыми темпами после объединения..

Штефан Хильсберг, один из основателей социал-демократической партии в ГДР и нынешний депутат бундестага, вспоминает, что «после объединения за 1-2 года в сфере промышленности было сокращено от 10 до 20 % работников. На это рабочие из восточной Германии не рассчитывали. Напротив, они ожидали, что благодаря объединению стран и, соответственно, их экономик и присоединению к процветающей западногерманской экономике они очень быстро смогут достичь западного уровня. Например, в моём регионе добывается бурый уголь и из него добывается электричество. На предприятии, где на момент объединения Германии работало 114 тысяч человек, количество работников за 5 лет сократилось до 5-6 тысяч. Примерно так же обстояли дела и в других областях промышленности и в академических кругах. Ещё хуже положение было в судебной системе. Чтобы управлять всем этим, необходимы были хорошие специалисты, на роль которых часто приглашались западные немцы. Поэтому, например, система образования была полностью перенята у западной Германии».

Объединение Германии, по словам Штефана Хильсберга, было моментом, когда «люди испытывали эйфорию, понимали, что сами могут управлять своей судьбой и всё находится в их руках»:

–Иногда после таких моментов требовался год-полтора, чтобы понять, что на самом деле происходит. Это привело к разочарованиям, которые некоторые люди испытывают до сих пор. Сейчас стандарт жизни восточных немцев на 80% приближен к стандарту жизни западных немцев.

Журналист Уве Мюллер считает, что «выделение средств для восточной Германии – проявление уникальной солидарности»:

– Трансферты составляют 4 % всего ВВП Германии. В результате, от 1 евро, который тратится на территории бывшей ГДР, восточная Германия зарабатывает 75-80 центов. Сразу после объединения восточная Германия обладала большим потенциалом. Если бы она осталась отдельным государством со своей валютой, конвергенция прошла бы быстрее.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)