Комментарии
Змитер Травчук, «Еврорадио»

«Оппозиция многое сделала, чтобы с ней перестали считаться в Европе»

Оппозиция возмущается, что Европа ведёт переговоры с Минском без неё. О том, что стоит за этим, Еврорадио поговорило с политологом Владимиром Мацкевичем. Политический аналитик уверен, что Европа «сближается» с официальным Минском, чтобы отвести подальше Беларусь от Кремля. С оппозицией ей разговаривать уже не о чем. А демократическим силам надо перестать рассматривать Европу как силу, что-то решающую вместо самих белорусов.

- Не свидетельствует ли такая ситуация о том, что оппозиция и власти поменялись местами. Теперь Европа признаёт власти, контактирует с ними, а оппозицию, может, даже игнорирует?

- Белорусская оппозиция сама много что сделала, чтобы с ней перестали считаться. Невозможно баклуши бить больше 10 лет.

Вот в данный момент оппозиция исходит из своих узкополитических интересов, не обращает внимания на существующую международную политическую ситуацию. Я имею ввиду те шаги, что Европа делает для Беларуси: не дать нашей стране полностью попасть под влияние Кремля и не стать придатком Российской Федерации.

На сегодняшний момент белорусская оппозиция не имеет интеллектуального обеспечения, чтобы договориться с Европой. А поэтому зачем Европе разговаривать с такой оппозицией? Отечественные демократы сами себя загнали в такое маргинальное положение, при котором интересы оппозиции не имеют ничего общего с интересами страны.

- И после выборов может случиться, что Европа признает их результаты, а оппозиция – нет? Что будет тогда? Апгрейд оппозиции?

- Для начала надо самим демократическим силам перестать рассматривать Европу как какого-то субъекта нашего общества, который решает что-то вместо самих белорусов. Европа очень сильно влияет на Беларусь, однако она не может проводить апгрейд белорусской оппозиции. Это наше внутреннее дело.

Они всегда имеют дело с теми, кто на поверхности. На этот момент таким человеком является Козулин, который был политзаключённым, который больше всего страдал от режима за последние два года и имеет определённый социальный статус. То, что Козулин не представляет интересов всей белорусской оппозиции – так оно и есть. И попросту устали на Западе разговаривать с одними и теми же людьми – и не о чем.

Но в Европе никто не будет предпринимать каких-то мер ради того, чтобы поменять Милинкевича на Козулина, то ли Козулина на Лебедько и так далее. Европа будет работать с теми, кто имеет разум и социальную поддержку.

- Власть сейчас тоже говорит, что взялась за ум и имеет социальную поддержку...

- Никто из европейских политиков и экспертов не сомневается в том, что в Беларуси установилась авторитарная диктатура. А при таких условиях в стране не может быть нормального политического процесса. Поэтому выборы, даже прозрачные, фактически ничего не решают. Они попросту легитимизуют субъектов, с которыми надо иметь дело.

Но и в демократическом обществе необходим демократический процесс: чтобы неспособные лидеры уступали место более способным. А у нас получается, что те люди, которые попали в руководство оппозиционное, делают то же самое, что и Лукашенко: думают, что это пожизненный статус. Так не должно быть в рядах демократов!

- Тогда власти за легитимизацию режима, кажется, могут быть спокойным?

- Этот процесс продолжается по сегодняшний день. Причём сейчас, в условиях эскалации военного конфликта между Россией и Грузией и одновременного давления России на страны-сателлиты Москвы, Европа вынуждена иметь дело с тем, кто имеет настоящую власть в Беларуси. А не с тем, кто может провозглашать какие-то квазидемократические банальности на школьном уровне.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)