Политика
Татьяна Коровенкова, «БелаПАН»

Оппозиция де-факто выпадает из диалога об избирательном законодательстве

«Выборов в Республике Беларусь по-прежнему нет». Таков лейтмотив совместного заявления, с которым лидеры демократических партий и движений выступили 5 апреля.

Они настаивают на диалоге с властями с целью дальнейшей демократизации избирательного законодательства. Но проблема в том, что правящие круги не считают оппозицию силой, с которой надо садиться за стол переговоров. Не слишком может повлиять на ситуацию и Европа.

Оценивая проходящую кампанию выборов в местные советы, авторы заявления делают вывод: несмотря на поправки в Избирательном кодексе, выборы по-прежнему нельзя признать свободными и справедливыми.

"Результаты, которые власть объявит по итогам дня выборов 25 апреля 2010 года, не могут считаться отражением воли белорусских избирателей", — подчеркивают демократические лидеры.

Они отмечают, что демократические партии и общественные организации изначально активно включились в эту кампанию, выдвинув более тысячи представителей в избирательные комиссии. Однако в их состав вошли не более 200 оппозиционеров, что составляет 0,3% членов избиркомов.

Кроме того, на этапе подготовки к выдвижению кандидатов в депутаты оппозиционными структурами были составлены списки из 2,5 тысячи потенциальных претендентов.

"Однако вместо обещанной либерализации власти продолжили использовать тактику запугивания демократических активистов, членов их команд, а также граждан, поставивших подписи за выдвижение оппозиционных кандидатов, — говорится в документе. — В результате беспрецедентного давления, которое осуществляли руководители предприятий, организаций, учебных заведений, сотрудники местных исполнительных комитетов, правоохранительных органов, налоговых, финансовых и контрольных служб, только 700 активистов нашли в себе мужество продолжить участие в избирательной кампании".

В ходе регистрации была отсеяна еще треть активистов. В результате участие в выборах продолжают менее 500 человек, или около 2% от общего количества зарегистрированных кандидатов, отмечается в заявлении.

Добавим: на сегодняшний день эта цифра стала еще меньше, так как ряд структур приняли решение о снятии своих кандидатов.

Таким образом, делают вывод представители оппозиции, "нынешняя избирательная кампания, по сути, ничем принципиально не отличается от предыдущих, которые международное сообщество не признало свободными и справедливыми".

"Институт выборов в Беларуси находится в тотальном кризисе. Следствием полной деградации избирательной системы стало фактическое назначение депутатов", — говорится в заявлении.

Для выхода из ситуации представители оппозиции в очередной раз предлагают власти приступить к обсуждению предложений об изменении избирательного законодательства и правоприменительной практики.

Стоит отметить, что в конце марта Беларусь посетила делегация БДИПЧ ОБСЕ, в составе которой были заместитель руководителя департамента по выборам Конрад Ольшевский и эксперт по выборам Мадс Линдберг.

Как сообщили БелаПАН в офисе ОБСЕ в Минске, они приезжали по приглашению для обмена мнениями относительно изменений в избирательном законодательстве Беларуси. Эксперты встретились с представителями как госструктур, так и гражданского общества.

По словам председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, этот визит покажет, считают ли белорусские власти законченной работу над избирательным законодательством и какова перспектива дальнейшего сотрудничества с ОБСЕ.

Ранее белорусская сторона передала в БДИПЧ ОБСЕ для ознакомления поправки в Избирательный кодекс. Однако стоит учесть, что все эти поправки уже внесены и действуют, так что оценка БДИПЧ вряд ли что-то изменит.

Комментируя сделанное лидерами оппозиции заявление, политолог Юрий Чаусов назвал его попыткой оппонентов действующей власти воспользоваться нынешней кампанией местных выборов, чтобы получить большую степень свободы действий во время будущей президентской кампании.

"Оценивая те изменения, которые наблюдаются в ходе нынешней кампании, как косметические, несущественные, фальшивые, оппозиция требует более существенных, реальных изменений и рассчитывает, что власти будут вынуждены предпринять новые, более конкретные шаги. Например, включать в состав комиссий больше представителей оппозиции", — сказал эксперт в интервью БелаПАН.

В то же время, отметил он, позиция белорусских властей ныне такова: мы сделали максимум того, что от нас требовали в БДИПЧ ОБСЕ для оценки выборов как демократических, и больше пока в плане изменения законодательства ничего делать не будем.

"Но в плане практического применения норм изменения возможны. Например, это может коснуться включения в состав комиссий большего числа представителей оппозиции", — считает Чаусов.

Чаусов отметил, что диалог белорусских властей и БДИПЧ ОБСЕ изначально носил во многом кулуарный характер.

"Еще весной 2009 года общественность от этого процесса была отстранена. Точнее, предложения оппозиции в БДИПЧ приняли, пообещали, что будут добиваться выполнения. Но что конкретно происходило на встречах по обсуждению изменений в Избирательном кодексе, мы не знаем. Публично это не озвучивалось, а затем изменения в кодекс были внесены", — сказал Чаусов.

Политолог также напомнил, что обычно БДИПЧ не проводит наблюдение за местными выборами, но организации необходимо получить данные о том, как внесенные изменения повлияли на проведение местной кампании. Сбор такой информации и был одной из целей визита делегации БДИПЧ в конце марта.

"В данном случае БДИПЧ рассматривает местные выборы в Беларуси как кампанию, которая должна продемонстрировать влияние изменений, внесенных в Избирательный кодекс, — сказал Чаусов. — Я не ставлю под сомнение квалификацию и объективность этой уважаемой и авторитетной организации, но все-таки они заинтересованы показать, что эти изменения эффективны, что они расширили возможности оппозиции участвовать в избирательном процессе и повлияли на то, что выборы стали более свободными".

При этом, говорит политолог, сложно предсказать, продолжат ли белорусские власти диалог с БДИПЧ.

"Мы видим позицию белорусских оппозиционных политиков, которые считают, что диалог должен быть не только продолжен, но и интенсифицирован, какие-то новые схемы этого диалога надо вырабатывать, — отметил Чаусов. — Думаю, что диалог будет продолжен, но не по тому сценарию, который предлагает оппозиция. В этом диалоге оппозиция является скорее наблюдателем. Парадокс: оппозиция, являясь одним из основных участников процесса выборов, в диалоге лишь наблюдатель".

Аналитик считает, что, с одной стороны, БДИПЧ будет стремиться показать эффективность тех изменений, которые уже сделаны в белорусском избирательном законодательстве. "Но, с другой стороны, это все-таки профессиональная структура и, возможно, будут предложения по дальнейшему усовершенствованию. В принципе, белорусские власти не станут жестко отрицать возможность внесения новых изменений в избирательное законодательство. Процесс его совершенствования может быть перманентным", — подчеркнул эксперт.

В то же время, по его мнению, если диалог и продолжится, то более вероятно, что стороны будут говорить в первую очередь не о самом избирательном законодательстве, а о практике его применения.

"Говорить будут именно о тех нюансах, которые не регулируются законодательством, но которые чувствительно бьют по оппозиции. Например, отсутствие критериев включения или невключения представителей оппозиции в избирательные комиссии", — сказал Чаусов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)