Операция «преемник»: стоит ли Лукашенко бояться на выборах ставленника Кремля?
В рамках спецпроекта «Дуэль» два автора с разных позиций обсуждают, есть ли у Путина желание поменять белорусского президента и каковы шансы это сделать?
Предположение, что Кремль может готовить операцию «преемник Лукашенко», в интервью украинскому изданию dsnews.ua выдвинул экономист Ярослав Романчук.
— Кремль готов продолжать энергетическую поддержку только взамен на передачу политических полномочий в новый Центр, — отметил экономист. — Получается, что руководители России предложили Лукашенко «слить» суверенитет Беларуси взамен на некие среднесрочные коврижки и, очевидно, личные гарантии. В свете этого предложения вопрос преемника может решаться не в Беларуси и без консультаций с первым и пока единственным президентом.
Действительно ли задумывается Кремль о смене президента в Беларуси и чего стоит опасаться Лукашенко на предстоящих выборах?
Светлана Метёлкина: «Риск получить к выборам хорошо подготовленного и профинансированного оппонента возрастает в разы»
Для начала хотелось бы немного разобраться в самих терминах. Определение «преемник» подразумевает, что выбранный (неважно кем) кандидат получит из рук президента права и полномочия продолжать его дело. То есть, Александр Григорьевич спокойно сдаст пост и безропотно отправится возделывать свои картофельные грядки. Звучит, прямо скажем, фантастически. Естественно, ничего нынешний президент никому сдавать не собирается! Ни чужим, ни своим, НИ-КО-МУ!
Однако это вовсе не означает, что у Кремля не может быть планов посадить на место Лукашенко кого-то другого. Наверняка в Москве хотели бы видеть в качестве стратегического партнера более покладистого и менее притязательного союзника. А в идеале своего прямого ставленника.
Вот только «хотеть видеть» и «выдвинуть такового» — это две большие разницы. Ведь не секрет, что недовольство Александром Григорьевичем у кремлевских начальников возникло не вчера. Года не проходит без какого-нибудь крутого замеса между союзниками. Доходило даже до личных разборок и обвинений в «безмозглой политике» и констатации «отмороженности» отдельных членов (имеется в виду членов российского правительства).
И ничего, пронесло. Все минувшие выборы для белорусского президента проходили в целом гладко и без эксцессов со стороны заклятых друзей. С большего здешний лидер отделывался легким испугом, поскольку никаких серьезных намерений Кремль не предпринимал. Попугать – да, но так, чтобы расшатать ситуацию и профинансировать оппонента – уж увольте.
Но значит ли это, что Лукашенко и сейчас может спать спокойно? Тут уж вряд ли. Все разговоры о преемниках и ставленниках были гипотетическими лишь до недавнего времени. До тех пор, пока политическое долголетие одного лидера не натолкнулось на планы другого — оказывается, и в Москве тоже подумывают о долголетии, предпочитая для этого более сложные схемы, нежели банальное переписывание Конституции.
В этой связи риск получить к нынешним выборам хорошо подготовленного и профинансированного оппонента возрастает в разы. И вряд ли Лукашенко может успокоить себя тем, что у него все схвачено и система в стране выстроена железобетонно: послушная вертикаль, преданные силовики, «правильные» госСМИ. Увы, все не так радужно.
Послушная вертикаль? Давайте не путать послушную с молчаливой. О мыслях этих кивающих старцев можно только догадываться, но что-то подсказывает, что думы их вовсе не о служении Александру Григорьевичу. А коррупционные дела и фигурирующие в там суммы позволяют предполагать, что в час Х многие предпочтут того, кто окажется платежеспособнее.
Силовики? Так те уже давно мечтают о российских зарплатах военных. Очевидцы даже рассказывают, что в некоторых белорусских частях для офицеров есть только один президент и его имя «Владимир Владимирович».
А что же правильные госСМИ? Пока они вчистую проигрывают российским пропагандистским ресурсам.
Вот с этой «преданной» братией Лукашенко и собирается побеждать? Ой, не хотелось бы проверить этих ребят в деле.
Тогда, может, простой народ? Так при нынешней экономической ситуации и уровне патриотизма большинство вообще поддержит любого, в чьих глазах увидит надежду на улучшение. В глазах Лукашенко ее пока точно не видно. И даже реформы не помогут. Хотя бы потому, что проводить их никто не будет. Времени нет. Лукашенко ведь надо, чтобы сразу хорошо, в крайнем случае, плохо, но потом. А с реформами все как раз наоборот.
Так что инструментов для продвижения кремлевского протеже — воз и маленькая тележка. А с учетом нынешней экономической ситуации — вообще идеальный плацдарм. Это прекрасно понимают и в Москве. Не хочется строить конспирологических теорий, но что-то подсказывает, что мы еще увидим на этих выборах удивительные сюжеты и сложные перипетии.
Пространство для маневра у Лукашенко с каждым днем сужается. Проблема в том, что загнал он в этот угол не только себя.
Сергей Синица: «Власть Лукашенко зиждется не на лояльности и плюшках, а на страхе»
Светлана Метёлкина сделала ряд вполне адекватных наблюдений. Однако её вывод выглядит на данный момент чересчур смелым.
Кремль зондировал почву в Беларуси неоднократно. В 2010-м за пару месяцев до очередных выборов Александра Лукашенко президентом его визави Дмитрий Медведев практически бросил перчатку, заявив в видеоблоге:
«В последнее время руководство Беларуси приняло на вооружение антироссийскую риторику. Предвыборная кампания там целиком и полностью построена на антироссийских сюжетах, на истерических обвинениях России в нежелании поддерживать белорусов и белорусскую экономику, проклятьях в адрес российского руководства. За всем этим видно отчетливое желание поссорить государства и, соответственно, народы…
Стремление сформулировать в общественном сознании образ внешнего врага всегда отличало белорусское руководство. Только раньше в этой роли выступали Америка, Европа, Запад в целом. Теперь одним из главных врагов объявлена Россия…
Президент Лукашенко в своих высказываниях выходит далеко за рамки не только дипломатических правил, но и элементарных человеческих приличий…
В адрес России и ее руководства идут потоки обвинений и брани. На этом построена вся избирательная кампания Лукашенко».
Что случилось после этого? Россия выдвинула своего кандидата или всерьез поддержала кого-то из оппонентов главы Беларуси? Не-а. Спустя пару месяцев Медведев уже радостно пожимал руку Лукашенко.
В 2015-м тоже хватало разговоров о «кремлевском кандидате». Более того, в московских кабинетах велись провокационные разговоры. Но когда одному из высокопоставленных белорусских чиновников сказали, что готовы поддержать его на президентских выборах, он вскочил со стула так резво, что опрокинул на себя чашку кофе и стремглав вбежал прочь…
Власть Лукашенко зиждется не на лояльности и плюшках, а на страхе. Поэтому ой как трудно будет найти в руководстве вертикали или силовых ведомств того, кто рискнет выступить против главы Беларуси.
Поддерживать демократа (сиречь агента Запада) на выборах Кремль явно не будет. А пророссийское политическое поле в Беларуси давно напоминает выжженную землю. Какого-то клоуна, конечно, можно найти и запустить на выборы, но зачем?
Есть еще с десяток аргументов в пользу того, что российское руководство не станет активно ввязываться в белорусскую президентскую кампанию. Но зачем множить тезисы, коль вполне достаточно предыдущих?
Если чего и стоит опасаться Александру Лукашенко со стороны Кремля, так это того, что в Минск отправят очередную партию «Новичка». Так ведь все равно расплескают по дороге…
Читайте еще
Избранное