Общество

Ольга Лойко, Артем Шрайбман, TUT.BY

«Они нищие, как церковные мыши». Надо ли обнародовать декларации о доходах и имуществе чиновников?

Генпрокурор Александр Конюк на прошлой неделе поддержал предложение о публикации деклараций чиновников, занимающих высокие посты. Еще несколько лет назад позиция Генпрокуратуры, озвученная тем же Конюком, была совершенно иной.

Какие аргументы есть у сторонников и противников публикования данных о собственности и доходах чиновников?

Напомним, в мае 2019 года Генпрокуратура внесла предложение публиковать в открытом доступе декларации о доходах и имуществе, которые заполняют чиновники на высоких постах.

— Президент говорил о том, что люди должны знать о чиновниках: что у них есть, за что они живут, какие у них строения, машины и т.д. Это нормальная мировая практика, ничего удивительного здесь нет, — объяснил Александр Конюк и привел пример: — Смотрю сайты, российские, украинские, там видно, что есть у президента, у Зеленского.

В Беларуси предлагается публиковать декларации крупных чиновников, сотрудников исполкомов, милиции, прокуроров, судей и др.

По мнению генпрокурора, при обнародовании документов нужно соблюдать этические нормы, к примеру, не указывать адреса и т.п. Конюк и сам подал пример открытости, рассказав о своем личном автомобиле. Это КIA Sorento 2011 года. «Нормальная машина, мне нравится», — отметил он.

Однако в 2015 году при рассмотрении в парламенте в первом чтении проекта закона «О борьбе с коррупцией» генпрокурор Александр Конюк выступал против публикации деклараций чиновников о доходах и имуществе, хотя ранее ее поддерживал президент.

«Народ должен знать, как живут чиновники и их родственники, откуда деньги и собственность у этих людей, — заявлял Александр Лукашенко. — Это, по-моему, нормальная международная практика».

Но норма в законопроект так и не вошла.

«Зачем это делать? Удовлетворять обывательский интерес о том, у кого что есть?» — задался вопросом генпрокурор Александр Конюк. — Мне также кажется, что это не совсем этично».

TUT.BY спросил, как относятся к предложению публикации деклараций депутаты и чиновники.

Глава ЦИК Лидия Ермошина:

— Я совершенно спокойно к этому отношусь, это есть и в России, и в Украине. Единственное, что это должна быть не декларация, потому что декларация содержит адреса, паспортные данные, телефоны. Все эти личные сведения разглашаться не должны. Там должны публиковаться такие же сведения, как мы публикуем для кандидатов в депутаты парламента или кандидатов в президенты. То есть наличие имущества, какое оно — домовладения, акции. Все то, что мы публикуем. Это является частью трудового договора.

Если человек переходит на высокую должность, он должен знать, на что он соглашается, в том числе и на это. Может быть, ему это и не нравится, но он на это идет добровольно. Кто не хочет — вправе отказаться от продолжения работы в такой должности.

Единственное, я категорически против — меня возмутил заголовок в «Комсомолке» — «собираются ввести декларации для чиновников». Извините, я уже 20 лет эту декларацию заполняю, она давно введена. Не надо путать введение и публикование — это две абсолютно разные вещи.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Депутат Валерий Бороденя:

— Мне гораздо ближе предыдущая позиция Генпрокуратуры. Наши чиновники нищие, как церковные мыши. Обнародовать их декларации, чтобы показать, что люди работают за копейки? За идею? Классовую ненависть разжигать? Зачем? У нас богатых чиновников нет. Если они более или менее состоятельные, то скорее всего это связано с предыдущими местами работы. У нас гораздо выше доходы в реальном секторе. К примеру те, кто приходит в парламент, чаще всего отмечают, что доходы у них падают. У чиновников доходы примерно такие же. Неужели кто-то думает, что чиновники прям берут (взятки — ред.) и ничего не боятся? У нас работает система контроля.

И вот с какой целью мы опубликуем эти декларации? По закону сегодня в декларацию чиновников входят также сведения о доходах их жен, совместно проживающих детей, в том числе несовершеннолетних. Зачем нам эти данные обнародовать? Я против. Не вижу целесообразности.

Валерий Бороденя во время сбора подписей. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY, архив

Даже есть какой-то супер богатый чиновник, он вряд ли покажет это в декларации. Вот у нас годами было льготное строительство. Вы думаете, это чиновники по несколько квартир построили вполне легально, разводились, сходились, мам из деревень прописывали? Обычные активные и хитрые белорусы! А другие приходят, говорят — я с 1986 года на очереди, почему мне государство ничего не дало? А на вопрос, когда последний раз в исполкоме были, удивляются: тогда, в 86-м и был. Мол, чего я должен ходить по этим чиновникам.

Формальное публикование деклараций только покажет, какие у нас у чиновников доходы низкие. Но это и так всем известно. С коммерческим сектором зарплаты не конкурентоспособны. А то что вы любите написать, что кто-то дом построил — да, дали льготный кредит, чтобы хоть как-то удержать.

Это проблема не только Беларуси. Во многих странах в политику приходят люди состоявшиеся, у которых уже другие потребности и мотивация.

Вот сегодня средняя зарплата по ИТ-сектору — 5 тысяч рублей, по лесному хозяйству — 500 рублей. И как нам с этим жить? Это только классовую ненависть разжигает. Надо воспитывать в обществе непримиримость к любым коррупционным проявлениям другими методами.

Депутат Анна Канопацкая:

— Я — за. Еще начиная кампанию против декрета № 3 (о предупреждении социального иждивенчества — ред.) мы предлагали власти ряд мер, которые помогли бы достигнуть целей и задач, заложенных в основу этого декрета. В том числе — деклараций о доходах. Я считаю, что такие декларации должны предоставляться в определенных обстоятельствах всеми гражданами. Это не только возможность борьбы с коррупцией — это возможность борьбы с нелегальными доходами. То есть если ты купил дорогую машину, ты должен показать, откуда деньги.

А у чиновников, у тех, кто получает зарплату из наших налогов, эти декларации должны быть публичны. То есть персональные данные, телефон, адрес, следует закрыть, но все остальное — нет.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

И я как депутат Палаты представителей, и чиновники ежегодно предоставляем свои декларации. Вопрос в достоверности этой информации и возможности контроля гражданского общества за ее качеством. Кто-то может написать, что получил наследство от бабушки, и на эти деньги построил коттедж в Дроздах. Общество должно иметь возможность и получить, и проверить эту информацию.

Кстати не только декларации должны быть открыты — следует открыть статьи расходов республиканского бюджета, бюджетов любого уровня, государственных организаций, которые тратят бюджетные деньги. Это длительный процесс и опубликование деклараций чиновников может стать первым шагом к такой открытости.

Проблема борьбы с коррупцией в Беларуси в том, что мы боремся не с причиной, а со следствием. Коррупция есть во всех странах, но в одних за нее сидят чиновники, а у нас чаще — директора предприятий, бизнес.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(35)