«Она сегодня не выйдет. Можете расходиться»
Репортаж из-под ЦИПа, где снова не дождались Ольгу Хижинкову.
Муж Ольги Иван Морозов. Фото Дарья Бурякина, TUT.BY
Нынешние события в Беларуси все чаще заставляют людей произносить фразу: «Где-то я это уже видел». Зверства силовиков и обманы чиновников – все это уже когда-то было, а сегодня становится привычным.
11 декабря система сделала свой очередной, но уже знакомый шаг. Ольга Хижинкова, экс-пресс-секретарь «Динамо-Брест» и «Мисс Беларусь-2008», должна была выйти на свободу после 33 суток ареста, но осталась за решеткой.
На что история похожа? На освобождение баскетболистки Елены Левченко. Та должна была выйти 15 октября утром после 15 суток, проведенных на Окрестина, но за минуту до часа Х ее родителям сообщили, что Елена задержана еще на 72 часа.
Днем состоялся суд по новому административному делу, и баскетболистке присудили штраф. В тот же день она все-таки вышла на волю.
Хижинкова за эту осень пережила многое, как и все белорусы. И неизменно выходила на марши. С цветами. Мирно. Но это не помешало силовикам 8 ноября задержать ее на акции протеста. 11 числа состоялся первый суд, который присудил девушке 12 суток. Позже состоялись новые два заседания, которые добавили еще по 15. При этом третье заседание прошло после того, как Ольга отбыла шесть дней из второго наказания.
Адвокат уверил, что третий срок не добавится ко второму напрямую, а просто начнет отсчитываться с дня третьего суда – получалось, что именно 11 декабря Ольга должна была выйти на свободу.
У стен ЦИП на Окрестина народ начал собираться еще с обеда. Приехали люди из SOS.BY. На лицах – напряжение, ведь всем памятна история с Левченко. Однако каждый старался друг друга приободрить. И в первую очередь поднять настроение мужу Ольги Ивану Морозову. Супруг накануне передал жене вещи и еду. С надеждой, что это понадобится лишь на сутки. Но…
Чем ближе было 17:30 (согласно протоколу, Ольгу задержали в это время), тем больше к ЦИП подтягивалось людей – журналистов, спортсменов, просто неравнодушных белорусов.
Встречать Ольгу приехали гандбольный тренер Константин Яковлев, кикбоксер Иван Ганин, многоборец Андрей Кравченко, самбист Степан Попов, экс-теннисистка Ольга Барабанщикова, бывший тренер брестского «Динамо» Василий Хомутовский. Говорят, видели у стен и Павла Нехайчика, бравшего при Хижинковой в брестском «Динамо» чемпионство. Сделать вечер приятным для Ольги постарался и защитник «Динамо» Олег Веретило, прибывший на Окрестина с женой и ребенком.
Многие приехали не с пустыми руками. Муж, как оказалось, привез портрет Ольги, подготовленный ее поклонниками. У Хомутовского своего часа ждали белые и красные розы, да и у других встречающих были цветы и какие-то сувениры.
К тому же, по словам Морозова, у подъезда, где он живет с супругой, их уже ждала большая компания соседей и друзей. Всем хотелось в этот вечер пятницы большого праздника, но система его испортила.
Тут и далее фото Надежды Бужан, Наша Ніва
Чтобы не создавать толпу, в наше время в любой момент способную вызвать агрессию силовиков, группа встречающих разделилась на части. Кто-то стоял у стен ЦИП, кто-то – поодаль, а некоторые бродили по аллее.
Но в 17:20 все объединились и собрались в месте, где уже четвертый месяц подряд многие белорусы встречают своих друзей, родственников и близких.
В свете фонаря, освещающего вход на территорию ЦИП, показались два офицера.
– Уважаемые, а подойдите, пожалуйста, сюда, – вдруг я и коллега услышали оклик одного из них.
Подойдя к силовикам, услышали вопрос:
– А что это вы тут делаете? Почему столько людей собралось?
– Так сегодня должны выпускать Ольгу Хижинкову. Она как раз вот-вот должна выйти, – отвечаем едва ли не хором.
И тут офицеры выдали фразу, услышать которую боялись многие:
– Так она сегодня не выйдет. Можете расходиться. Хижинкова отбывает постановление суда.
– Какое?
– Мы не знаем.
– И до какого срока наказание?
– Мы не знаем.
– А у кого узнать?
– Мы не знаем.
После этих слов офицеры, будто выполнив все свои обязанности на сегодня, удалились за дверь.
Десятки глаз встречающих, тех, кто собрался сегодня поздравить с освобождением Ольгу, смотрели на наш диалог издалека. А после люди не могли поверить своим ушам и отовсюду слышались одинаковые вопросы: «Что?», «Не может быть?» «Это точно?»
Журналисты дрожащими от холода и влаги пальцами принялись набирать сообщения, а муж Хижинковой Иван в этот момент, казалось, до конца не мог осознать, что же, как и почему произошло.
Уже подойдя к домофону, расположенному у входа в ЦИП, он услышал от дежурных лично: «Хижинкова сегодня не выйдет. Она отбывает постановление суда. Когда выйдет, мы не знаем. А что делать? Звоните адвокатам, по судам. Разбирайтесь сами. Мы все, что знаем, вам сказали».
И снова – знакомые вопросы журналистов, но уже адресованные Ивану. Он, шокированный новостями, едва ли не плача, начал отвечать.
– Мне сказали, что она отбывает срок и сейчас не выйдет. Говорят: «Звоните в суд. Она отбывает дальше срок». Не готов к этому. Было решение суда, по которому она должна была выйти сегодня.
– Вспоминая историю с Леной Левченко…
– Может, немного к этому был готов. Но хотел бы сегодня как положено встретить, забрать Ольгу и быть вместе, чтобы все было хорошо.
– Твой адвокат давал какие-то инструкции на этот счет?
– Нет, никаких не давал. Все получилось неожиданно. Мы ждали, что в 17:30 она выйдет.
– У адвоката и у Оли было какое-то взаимодействие после третьего суда?
– Насколько я знаю – нет. Из-за коронавируса она к Ольге не смогла попасть.
– Что дальше делать? Звонить по судам?
– Я буду звонить адвокату. По какой причине, почему не выпустили и какой дальше отбывает срок.
– Были еще слухи про 9 суток.
– Это же слухи, понимаете. Есть решение суда, по которому она сегодня должна выйти.
Конечно, супруг мог предполагать многое, готовился ко всему. Люди были готовы даже к тому, что Ольгу, как и Левченко, вывезут втихаря, чтобы никто ее не встретил.
Поэтому и Иван, и Василий Хомутовский, и некоторые парни из SOS.BY на протяжении нескольких часов внимательно вглядывались в окна уезжавших с Окрестина машин. Но ни в одной из них Хижинковой не было. Поэтому до последнего жила надежда, что Ольга выйдет в пятницу на свободу. А периодические звонки адвокатов только укрепляли эту веру.
Но вновь, как и в случае с Левченко, праздник оказался испорчен. Люди, находясь в шоке, принялись поддерживать супруга Ольги. Для него, как и для Хижинковой, испытания продолжаются. Как говорить родителям жены, что их дочь осталась за решеткой?
Хотя, как заметил Морозов, они уже все понимают: что это за система, что это за режим. И после того, как государство обошлось с их дочерью, заставив 34-летие встретить в камере, они перестали смотреть госканалы и верить тому, что там говорят.
В субботу, как напоследок заметил Морозов, он начнет прорабатывать все вопросы вместе с адвокатом, будет звонить по судам и выяснять, сколько же «Мисс Беларусь-2008» придется еще отбывать наказание в нечеловеческих условиях.
Белые и красные розы так и уехали на заднем сиденье машины Хомутовского. Портрет Ольги в этот вечер вернулся домой. Простые белорусы в очередной раз убедились: в этой стране человеческие судьбы и слезы мирных граждан не значат ничего.
«Усе чакаюць на волю вяртанне». Женщины записали проникновенное стихотворение в поддержку Хижинковой
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное