Спорт
Адам Палюхович, фото Александра Добрияна, «Прессбол»

«Он видел суть вещей»

Руководитель компании «Дайнова» и болельщик с многолетним стажем Адам Палюхович — об Анатолии Капском.

— Видеть суть вещей, уважая людей и не выпячивая себя на первый план, – важнейшее качество успешного руководителя, стратега.

Я не был близко знаком с Анатолием Анатольевичем. Более того, мы встречались всего раз. Однако в память о преждевременно ушедшем из жизни руководителе БАТЭ хотелось бы сказать несколько слов. О Капском как об управленце в первую очередь.

Почему стал возможен успех борисовского клуба? Может быть, благодаря звездным футболистам? Ведь все мы помним множество игроков, которые перебрались из Борисова на европейский уровень. Некоторые даже выиграли Лигу чемпионов. Может быть, это заслуга тренеров? Безусловно, и это тоже. Однако всегда за успехами борисовчан угадывалась Личность, тонко чувствующая все нюансы. Это фигура Анатолия Анатольевича.

Анатолий Капский

Я еще лет десять-двенадцать назад, еще до группы Лиги чемпионов, до «Реала» и «Ювентуса», говорил своим топ-менеджерам обратить внимание на БАТЭ. На то, как там ведется управление и хозяйство. Словом, на те вопросы, которыми болельщик в большинстве своем не заморачивался.

Капский — управленец высочайшего уровня. После его смерти перечитал множество его интервью — о том, как он начинал бизнес, как строил этот проект фактически с нуля, о том, как выходил из сложнейших ситуаций. Анатолий Анатольевич как управленец обладал несколькими важнейшими качествами. В первую очередь он держал во внимании всю систему БАТЭ, начиная от общехозяйственных и финансовых вопросов, заканчивая детско-юношеским футболом. Причем в его мыслях это лежало не винегретом, а находилось в стройном системе. Капский понимал, где есть слабые места и устранял их руками хозяйственников или тренеров.

У него был удивительный дар предвидения. Он мог предвосхищать негативные процесс и предпринимать шаги для их предотвращения. Что называется, постелить соломки. В то же время Капский мог видеть очень глубоко, всю суть вещей. То, что человек менее искушенный, может быть, и не замечал.

Вообще, бывают управленцы двух типов. Одни, не обращая внимания на подчиненных и прочие обстоятельства, уверенно принимают самые жесткие решения и идут к намеченной цели, как танк. Другие — более мягкие, они берегут людей, стараются не обидеть. При всей своей репутации и жесткости, считаю, Капский — руководитель второго типа.

Да, он был эмоциональным, даже — наверняка — часто вспыльчивым. Хорошо это или плохо для руководителя? Это неважно. Важно оставаться справедливым. А эмоции — это краски. Конечно, в управлении они не всегда помогают. Иногда человек себя не контролирует. Но важнее всего справедливость «долгосрочная». Уверен, такое было много раз — сегодня он сказал что-то сгоряча, а назавтра пришел и извинился: был неправ.

В спорте же порой «волшебный пендель» только вдохновляет коллектив. Возьмите нашего земляка Николая Карполя, великого белорусского тренера, создавшего на базе скромной «Уралочки» сборную России по волейболу, — это же маленький театр! Он только что руку на девчонок не поднимал. Но когда понимал, что не прав, всегда это признавал.

***

Мы встретились однажды, в 2016 году на чествовании БАТЭ. Компания «Дайнова» вручала свой приз — тогда его получил Виталий Родионов — и меня пригласили на сцену сказать несколько слов. Как помню, тогда отмечал, что при всем многообразии талантливых футболистов и тренеров в Беларуси есть два человека, которые изменили наш футбол, внесли колоссальный вклад за счет своих личных качеств.

Первый — Эдуард Васильевич Малофеев. Прекрасно помню советские времена. Я родился в 1957 году и рос на Северном поселке столицы. Все свободное время мы гоняли мяч, сами делали игровые поля и ворота. Многие ребята занимались в футбольных секциях, но я был любителем. И прежде «Динамо» в Минске было популярным, но в начале 80-х начался настоящий бум. В чемпионский 1982-й, как в следующий сезон, не пропустил ни одного домашнего матча. И Эдуард Васильевич Малофеев олицетворял ту эпоху. Тогда ведь главным «топом» среди тренеров был Лобановский с его технологичным подходом. Малофеев был его своеобразной альтернативой. Он работал иначе — он вдохновлял людей…

Вторым таким человеком был Капский. Помню 1996-й, когда БАТЭ впервые появился в третьем дивизионе. Тогда на протяжении некоторого времени я выпал из футбольных процессов. И вот борисовский клуб поднимается во второй дивизион, в первый, выигрывает чемпионский титул… Помню, тогда многие считали, что это Юрий Пунтус создал клуб и поднял его с нуля, что это все его заслуга. Но он ушел, да еще и некоторых футболистов с собой забрал, — а БАТЭ все равно шел вперед. И сейчас идет.

Я очень редко выбираюсь на стадион, в основном смотрю матчи по телевизору. Но большинство игр, на которых я присутствовал, было как раз с участием БАТЭ. «Реал», «Ювентус», «Бавария», «Милан», «Барселона» — для белорусских болельщиков это все было настоящей фантастикой.

…После моего выступления Капский подошел ко мне и заговорил о том, какой прекрасный тренер Гончаренко и какое большое будущее его ждет. Он нивелировал свои заслуги. Ему, как показалось, даже было неловко, хотя с чего бы вдруг. Скромность, отсутствие гордыни — прекрасное качество. Я ставил Капского в пример своим менеджерам, хотя даже не был с ним знаком. Я видел результат. Работа дирижера в театре нам тоже не видна, но мы можем оценить ее благодаря прекрасной музыке. Речь не только о спорте, а о самой концепции управления, которую можно использовать в любой сфере — это универсально.

Я понимал это еще и потому, что у нас с Капским похожее происхождение. Он — простой парнишка из деревни, который сам пробивал себе путь наверх. Наверху таких никто не ждал — приходилось упорно учиться, работать и иногда показывать зубы. На нашем Северном поселке было то же самое: многие парни спивались, некоторые связывались в той или иной степени с криминалом, остальные — выбивались в люди.

***

52 года — это, конечно же, очень мало. Мне 61, и я считаю, у многих моих ровесников ещё есть огромный потенциал. Увы, никто не знает, сколько ему отмерено, но и за это время Анатолий Анатольевич успел сделать очень много. Больше, практически каждого их нас.

Уверен, что все управленческие функции в БАТЭ по-прежнему будут ответственно и результативно выполняться. Не хотелось бы, чтобы клуб утонул или пропал. Однако кое-что заменить невозможно. Второго Капского не будет никогда. И если стадион в Борисове получит его имя, это будет достойно памяти Анатолия Анатольевича.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1(3)