«Одна надежда, что Николай скажет папе: «Эти генералы не в себе. Нам нужна умная страна»
Из-за нового закона о призыве Беларусь может потерять $ 2 млрд, считает Ярослав Романчук.
«Министерства обороны и образования против страны, — пишет известный экономист. — Армия должна быть с народом. Армия должна быть народной. Молодежь – часть народа. Значит, армия должна отражать ценности молодежи. В Беларуси армия превратилась в вещь в себе. В удобный институт для политического начальства. В послушный пояс безопасности для номенклатурно-коммерческих фаворитов. В уютную синекуру для генералов и военных начальников.
Более четверти века генералы и их политические начальники на гражданке жили, как будто на дворе – Советский Союз. Реальные внешние угрозы для Беларуси были близки к нулю. Расслабление и праздность заели. Генералы/VIP-начальники по гражданке разомлели под зонтиком безопасности России.
Ни армия, ни ее политическое руководство не посчитало нужным создавать позитивный, патриотичный бренд «Белорусская армия».
Не была сделана ставка на конструктивный, доброжелательный разговор начальников и идеологов армии с представителями молодежи/родителей.
Не была проведена военная реформа с учетом реальных геополитических, военных угроз, состояния демографии и рынка труда, мотивации молодежи и родителей.
Не была сделана ставка на развитие полноценных молодежных гражданских организаций. Их место занял идеологически выхолощенный БРСМ, как кузница циничных, карьеристских, очковтирающих кадров.
И вот вдруг без широкого общественного обсуждения, без оценки регуляторного воздействия предлагаемого законопроекта «Об изменении законов эффективного функционирования военной организации государства», без анализа последствий для национального человеческого капитала и демографии, без учета мнений всех тех, кого этот правовой акт касается, генералы/номенклатурные начальники в ускоренном порядке поставили Палату Представителей задачу, как можно быстрее принять их предложения.
Их аргументация проста, как грабли. Ее полнота и точность тоже похоже на этот с/х инструмент, но применительно к нейрохирургической операции. Мол, уклонение от службы в армии приняло массовый характер. Нужно заставить молодежь повернуться лицом к выполнению своего долга. А то придумали себе, учеба, здоровье, семейные обстоятельства. Поверили в то, что для страны главное – человеческий капитал. Что нужна магистратура и аспирантура. Что для овладения критическим мышлением нужно поучиться, постажироваться за рубежом. Сначала отдайте долг – отслужите в армии, а потом делайте, что хотите. Отсрочка – только одна. Только для первой ступени высшего образования.
Для принуждения белорусской молодежи генералы предложили использовать тяжелую артиллерию. За нарушение правил учета и призыва в армию – запрет на выезд за границу, запрет на работу в МВД, МЧС, Государственном комитете судебных экспертиз, в органы финансовых расследований КГК, СК, а также на госслужбе.
Жестоко, бескомпромиссно и... неправильно. Вот почему.
Создание боеспособной, патриотичной, профессионально подготовленной армии – это трудная, системная, времяемкая работа. Она требует не только наличия железной дисциплины в самой армии, но также подготовленных солдат. Солдат, которые идут служить не из-под палки, не потому что есть конституционный долг на 1,5 года уйти в сапоги и казармы.
Беларуси нужны солдаты, которые обладают мощной мотивацией защиты своей Родины, своей земли, семьи, собственности и памяти предков. Беларуси нужна полноценная профессиональная армия. Добровольная, патриотичная и хорошо оплачиваемая. А для обеспечения обороноспособности страны необходимо получить поддержку граждан, как в Швейцарии. Армия небольшая, но чуть что – каждый гражданин со своим оружием идет в партизаны.
Мы бы сегодня ее имели, если бы 25 лет назад осознали ее безальтернативность и начали бы ее строить. Но время профукано. Патриотизм через школу, БРСМ, «Белую Русь», БТ/ОНТ и Вертикаль власти не прививается. Молодому человеку до 18 лет приходится пробираться сквозь мощные потоки цинизма, лжи и лицемерия. Школа учит врать, приспосабливаться, наступать на горло морали и показушничать в любви/уважении к Государству. Но насильно мил не будешь.
Молодежи вешают лапшу на уши о том, что им везде дорога, а старикам – везде почет. Но они видят, какие пенсии у стариков, какие зарплаты у выпускников. Видят и не верят в официальную пропаганду.
Им говорят про армию, как школу мужества и патриотизма. Они слушают рассказы своих старших товарищей про дедовщину, унижения и издевательства. Слушают и не верят государственным идеологам и генералам.
Их убеждают, что они – полноценные хозяева своей страны, но, одиножды окунувшись в выборный фарс, столкнувшись с кампаниями по назначению политиков и чиновников, они понимают суть системы, в которой нет места политическому плюрализму и конкуренции.
Они слушают рассказы о возможностях учебы и трудоустройства за рубежом. Ездят, изучают, пробуют – и остаются там. Потому что верят своим глазам, а не зомбо-ТВ. Отдельные пассионарные белорусы возвращаются, пробуют применить свои знания, указывают на дипломы ведущих вузов мира. Но они белорусским начальникам не указ и не признак знаний.
И вот в такой сложной ситуации напряженных взаимоотношений между родителями, молодежью и Государством белорусские генералы и их политические партнеры из Вертикали придумали, как заставить юношей идти в армию. Сплошными кнутами, без пряников.
Если все предложения Министерства обороны будут приняты, в первые пару – тройку лет, действительно, увеличится число призывников. За счет тех, кто не успел увернуться, но потом ситуация неизбежно начнет ухудшаться. Причем с очень серьезными последствиями для страны.
В Беларуси на начало 2019 года было 287 тысяч мальчиков до 4 лет, 291 тысяч мальчиков в возрастной группе 5- 9 лет, 247 тысяч в возрасте 10 – 14 лет, 231 тысяча в возрасте 15 – 19 лет, 252 тысячи в возрасте 20 – 24 года и 345 тысяч в возрасте 25 – 29 лет. Всего ~1,65 млн. мальчиков и юношей. Сегодня соотношение тех, кто идет в армию и тех, кто получает отсрочку примерно один к четырем. И вот из ~30 тысяч юношей, которые пользуются отсрочками, скажем, десять тысяч столкнутся с единственной опцией «идти в армию».
Зная это, их родители, которые категорически против такого сюжета, начнут заранее планировать свою жизнь, чтобы сын в белорусскую армию в ее нынешнем виде не пошел. Поскольку никто не знает, кто получит отсрочку, то к отъезду из страны будут готовиться больше людей. Особенно если еще родители юноши связаны с предпринимательством, которому, если верить властям, у нас созданы почти идеальные условия. Особенно если они правдами и неправдами найдут себя на рынке труда, скажем, Польши, Латвии или Литвы.
В результате противодействия принуждению к армии в режиме, предложенном Министерством обороны, в период 2020-2030 гг. Беларусь может навсегда потерять около 80 тысяч молодых людей и примерно 200 тысяч граждан страны. Они станут гражданами другой страны. Они будут работать на ее экономику, платить ей налоги, генерировать для нее идеи и обогащать ее науку и культуру. Отток такого количества человеческого капитала из страны равносилен глубокому, кровавому поражению во время войны.
Но кто в ~2030 году вспомнит про нынешнего министра обороны и тех VIP-номенклатурно-силовых начальников, которые пролоббировали изменение правил призыва? Кто вспомнит фамилию нынешнего министра образования, который вместо защиты молодежи и систему подготовки качественного человеческого капитала, слился воедино в желании министра обороны обуть бакалавров в сапоги?
Может даже уйдет в историю нынешний президент, который в закрытом режиме продолжает слепо слушать и выполнять хотелки и предложения силовиков. Но сотни тысяч белорусов на Родину не вернешь. Оценочно Беларусь потеряет капитала и активов в разных формах на $ 1,5 – 2 млрд. А если среди тех, кто не хочет соглашаться новыми правилами призыва окажется белорусский Цукерберг, Безос или Джобз, тогда издержки упущенной выгоды страны будут исчисляться десятками миллиардов.
Сегодня, когда в условиях демографической ямы, стареющего населения, экономической стагнации, жесткой конкуренции за молодежь и рабочие руки, когда IV промышленная революция требует современных знаний и критического мышления, правительство, принуждая юношей к сапогам/казармам/автоматам, оно копает яму для своей страны.
Министерство труда и социальной защиты решило принудить белорусов к труду. Так появился декрет о т. н. тунеядцев. С тех пор с работы было уволено на ~200 тысяч больше, чем принято на работу. Рынок труда продолжает разрушаться, а декрет продолжает оставаться в силе.
Минфин/МНС решили бороться с лжепредпринимательством. Так появился зловещий, вреднющий указ № 488. С тех пор было разрушено десятки тысяч бизнесов и судеб. Указ формально отменили, но его самые разрушительные нормы перенесли в Налоговый кодекс. «Серой» экономики меньше не стало. А т. н. магазины – «тюбетейки» в наглую захватывают розничный рынок страны. Кто-то очень высокопоставленный их бережно опекает.
И вот Минобороны решило заставить юношей служить в армии после первой и единственной отсрочки. Результат будет гораздо более разрушительным, чем в случае бессмысленной и беспощадной борьбы с т.н. тунеядцами и лжепредпринимателями.
В условиях удушающей апатии подавляющего числа молодежи, ее e-хуторства, запуганности, инфантильности и невежестве в адвокатировании своих интересов, остается надеяться на двух человек. Только они теоретически могут остановить министерство обороны/министерство образования. Это Михаил Мясникович и сам Лукашенко. Шансы на то, что они потребуют от лоббистов нового режима призыва и службы в армии полноценного анализа последствий, малы. Но других уже не осталось.
Палата с ее шесть голосами против – слилась с интересами генералов. Исполкомы традиционно молчат в тряпку. Ректора вузов видят себя чиновниками и слугами Вертикали, а не ответственной за судьбу страны интеллектуальной элитой. БРСМ – всегда «за» любое предложение Руки его кормящей. Других очагов сопротивления в стране не осталось. Разве что каким-то чудом произойдет консолидация молодежи и ее резкая гражданская активизация. Но шансы на такой вариант даже меньше, чем если Николай Лукашенко скажет папе: «Эти генералы не в себе. Давай дадим парням возможность учиться. Нам нужна умная страна. Нам нужна страна 10 миллионов граждан».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное