Выборы-2020

Анастасия Зеленкова

Один я Д’Артаньян. Как Лукашенко ругал своих оппонентов по выборам

Александр Григорьевич применил свой фирменный стиль в отношении противников, приписав им несуществующие грехи и раздав нелестные характеристики.

Так, Валерия Цепкало он сравнил с хряком, Виктора Бабарико обвинил в мошенничестве, а Сергея Тихановского заподозрил в «каруселях», которые обеспечивают массовость его подписантов.

Впрочем, это не новая тактика главы государства. Измарать оппонента почернее, оскорбить, унизить и обвинить в том, что тот не совершал — давняя традиция, идущая аж из середины 90-х. Под обстрел красноречия и фантазии Александра Григорьевича попали многие кандидаты и претенденты на президентский пост. Один раз суд даже обязал президента публично извиниться.

Кто этот удивительный человек и какие характеристики и обвинения раздавал Александр Лукашенко своим оппонентом — в подборке «Cалідарнасці».

Зенон Позняк «призывал» ехать в Чечню воевать с Россией

И начнем мы именно с того легендарного человека, который отсудил свое право на извинение. Впрочем, было это в далеком 1995 году, когда суд еще принимал решения самостоятельно.

Лидер БНФ Зенон Позняк был конкурентом Александра Лукашенко еще в президентскую кампанию 1994 года, и в каких только грехах не был им обвинен за это время. Лукашенко даже однажды заявил, что Позняк на одном из митингов призывал ехать в Чечню и воевать с Россией.

В реальности же было так. В январе 1995-го, после вторжения российских войск в Чечню, оппозиция БНФ в Верховном Совете выступила в поддержку народа Чечни.

Позняк поймал Лукашенко на слове и подал в суд. Верховный Суд принял сторону Позняка и обязал Лукашенко опровергнуть сказанное и принести извинения.

Естественно, сделано это не было.

Ну а потом наступили другие времена и лидер БНФ, опасаясь за свою жизнь, вынужден был покинуть Беларусь.

Геннадий Карпенко «уговорил» узбекскую мафию не поставлять хлопок в Беларусь

То, что для Лукашенко в борьбе с врагами все средства хороши, подтверждает и судьба одного из видных деятелей оппозиции, вице-спикера Верховного Совета 13-го созыва Геннадия Карпенко.

Пытаясь дискредитировать популярного в те времена политика, которого многие считали возможным соперником президента на выборах, Лукашенко выдвинул против него фантастические обвинения. Он заявил, что Карпенко связан с узбекской мафией, которая препятствует поставкам в Беларусь хлопка из Узбекистана, в результате чего не работает белорусская легкая промышленность.

Оскорбленный политик подал в суд, однако ничего не добился.

Геннадий Карпенко умер весной 1999 года, причем, как считают его близкие, при весьма подозрительных обстоятельствах. Выступая 31 июля 2001 года на совещании с руководителями местных властей, Александр Лукашенко в очередной раз проявил все свои качества «человеколюбия»:

— Оппозиционеры уже два года носятся с этими пропавшими. Они туда записали Геннадия Карпенко. Что, он также пропал? Человек умер, которого спасал лучший у нас хирург, спасал трое суток. Мясникович отвечал за это, — заявил Лукашенко, упрекнув Людмилу Карпенко в неблагодарности: — Когда умер Карпенко — я уж вам откровенно скажу, — мы его хоронили. Жена пришла, говорит, ботинок нет, нет одеть во что и прочее. Вот он ходил и покупал ему одежду. Мы по-человечески все сделали.

В ответ Людмила Карпенко назвала слова Лукашенко «циничной ложью».

Михаил Чигирь "украл" 20 млн долларов

Бывший премьер-министр Михаил Чигирь также пострадал за то, что покусился на святое. Он был арестован в момент участия в организованных оппозицией альтернативных президентских выборах весной 1999 года.

Обвинения из уст главы государства тоже звучали довольно оригинальные. Лукашенко утверждал в разных выступлениях, что тот украл 1 млн долларов, затем — 5-10, наконец цифра выросла до 20 млн долларов. Однако в суде Чигирю предъявили совсем иные обвинения.

Станислав Шушкевич «всех русских людей посадил на чемоданы»

Не простил Александр Лукашенко и своего соперника по выборам 1994 года, бывшего председателя Верховного Совета Станислава Шушкевича. С экранов телевизора президент неоднократно обвинял того во всех смертных грехах — в развале СССР, а также в том, что во время правления Шушкевича «всех русских людей посадили на чемоданы».

Лукашенко не раз отмечал, что «очень много знает о Шушкевича» и «достаточно было одного факта, чтобы он закрылся на весь остаток жизни».

Правда, ни одного факта за это время так и не привел. Зато в полной мере выразил свое отношение, назначив Шушкевичу пенсию в 37 центов. А история про «главного коррупционера Шушкевича», который украл «ящик гвоздей», до сегодняшнего дня является анекдотом, когда речь заходит о коррупции в стране.

Михаил Маринич «печатал» фальшивые деньги

Особенно жестко мстит Лукашенко крупным чиновникам, перешедшим на сторону оппозиции. В этом смысле показательна судьба бывшего министра внешнеэкономической деятельности.

Михаила Маринича (он выставлял свою кандидатуру на выборах 2001 года, но не собрал 100 тыс. подписей) арестовали за обнаруженные у него якобы фальшивые деньги (ничего не напоминает?), предъявили обвинение в хищении служебных документов и незаконное хранение оружия.

А в итоге судили за хищение 12 подержанных компьютеров — эти компьютеры ассоциации Маринича «Деловая инициатива» безвозмездно передало посольство США.

Александр Козулин — «идиот» и «дебил», который открывал бутылки с пивом на лыжне

Не особо церемонился Лукашенко и с экс-кандидатом 2005 года Александром Козулиным. В последствии политик получил 5,5 лет колонии, а в спину — несколько нелестных оценок: «дебил, негодяй, идиот, отморозок, сопливый, вшивый».

— Да бутылки с пивом он открывал на лыжне... Гоните этого поддонка, чтобы ему в пределах Беларуси места не было, — заявлял Лукашенко.

И радовался, как ребенок, факту избиения Козулина силовиками: «Как дали — так летели шмотки по заугольям».

— Это все «бывшие» плюс пенсионеры, которые очень успешно годами сидели «у кормушки» Лукашенко: Войтович, Кравченко, Козулин и прочие. Они же «хрюкали у кормушки» Лукашенко! Окрепли, встали на ноги, проворовались или заняли предательскую позицию. Ну вы бы держали их у себя в команде? Нет. И я их отправил, — рассказывал Лукашенко.

И пугал всех выходом из тюрьмы Козулина:

— Нашли вшивого оппозиционера, полтора процента получившего на выборах, и сделали его политзаключенным. Оппозиция не хочет, чтобы его выпускали. Если он завтра выйдет на свободу, оппозиции той не будет. Святого нет в этом человеке ничего.

Николай Статкевич по заказу Киева «ломал» двери ради поста премьера

В 2010-м году эстафету Козулина перехватили другие кандидаты в президенты. Семь из них смогли по достоинству оценить, что значит быть врагом Лукашенко. Правда, наибольший удар пришелся на трех человек — Николая Статкевича, Владимира Некляева и Андрея Санникова.

Сравнивая Статкевича с Козулиным, Лукашенко отмечал:

— Эти сидельцы были более значимы, чем Статкевич. Я их не считал политическими конкурентами для себя, не считаю и сейчас. Статкевич — меньшего калибра человек. Он для меня не политик, клянусь своими детьми. У меня есть все записи его команд, переговоры с Киевом, когда ему предлагали: иди, садись в кресло премьер-министра, ломай двери. И он пошел на этот штурм.

Ну и немножечко личных характеристик об оппоненте:

— Нет, ну это же надо быть дебилом и идиотом, чтобы решить проблему и решить ее неправильно, — заявил Лукашенко на одной из пресс-конференций.

Владимир Некляев «прятался» в больнице и не хотел быть президентом

Да и поэт Владимир Некляев, попавший с больничной койки прямо в камеру «американки», смог по достоинству оценить, что значит оказаться в числе недругов президента.

Лукашенко рассказывал, как беспокоился о здоровье Некляева, у которого только «царапина на затылке и синяк под глазом».

— Но все равно я попросил: соберите людей, посмотрите, чтобы все было нормально, –– заявил Лукашенко.

Однако, после оказания помощи Некляев, со слов Лукашенко, не собирался покидать больницу и таким образом хотел спрятаться и тихонечко отлежаться:

— И они еще хотели быть президентами. Тебе по морде дали, а ты вопишь на весь мир. Ты же должен терпеть. Тебе завтра 70 лет, а ты еще не научился своими мозгами шевелить.

Татьяна Короткевич «хотела», чтобы страной руководил ее муж-«зубрист»

Досталось даже экс-кандидату 2015-го Татьяне Короткевич. Отвечая на вопрос, предложит ли ей Лукашенко какой-либо пост после выборов, глава Беларуси выдал удивительный спич:  

— Не волнуйтесь, нам очень нужны профессиональные и талантливые люди. Но она как-то заявила, мол, если я с КГБ бы сотрудничала, то меня бы мужик бы, мол… Ну, думаю, господь с тобой, Татьяна, если ты идешь в президенты, ты уже не высказывай такое — мы знаем, кто твой супруг. В «Зубре» он или где? Крайний оппозиционер. И если ты станешь президентом, кто будет руководить страной? Радикальный «зубрист»? Или ты?

При этом Лукашенко посоветовал Татьяне Короткевич как политику таких заявлений не делать, очевидно, показав пример, какие именно делать нужно.

Почему сегодня ругать оппонентов это глупо

Впрочем, насколько слова Лукашенко достигают своих целей и способны дискредитировать его оппонентов? Прямо скажем, подобный полет фантазии и красноречия сегодня играет скорее против самого Александра Григорьевича. На это есть как минимум несколько причин:

— Во-первых, это выдает, кого именно говорящий считает своим главным противником.

— Во-вторых, показывает оратора… э-э, не очень правдивым человеком: в цифровую эпоху все факты проверяется в три клика.

— В-третьих, банально выставляет посмешищем — моментальное появление огромного количества мемов и карикатур только усиливает этот эффект.

— Ну а самое главное: отсутствие уважения к говорящему автоматически делает его врагов друзьями для многих окружающих.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(252)