«Один из сенаторов даже дерзко предложил Помпею потопать ногами и погромче»

Письма к дочери делится историей о непрочности власти.

– К тому времени, когда противоречия между бывшими друзьями Гнеем Помпеем и Гаем Юлием Цезарем окончательно стали неразрешимыми, не было никаких сомнений кто из них победит. Конечно Помпей. Он правил Римом, на его стороне был сенат, а за его спиной вся Италия с ее легионами.

Цезарь же застрял у итальянской границы с одним единственным, да и то неполным легионом. Его сторонники вынуждены были бежать из Рима, опасаясь за свою безопасность. Можно сказать, что Гай Юлий Цезарь был уже практически вне закона.

Поэтому Помпею нечего было, конечно, бояться. Когда сенаторы предлагали ему предпринять меры для обороны, он отвечал, что ему довольно топнуть ногой в любом месте Италии, как вокруг тут же соберется войско. Ему легко было так говорить. Ведь невозможно было представить, что Цезарь рискнет пойти на штурм Рима с теми ничтожными силами, какие были в его распоряжении.

Так что, когда 10 января 49 года д. н. э Цезарь перешел реку Рубикон, которая была границей Италии, это было как гром среди ясного неба для всех сторонников Помпея.

Один из сенаторов даже дерзко предложил Помпею потопать ногами и погромче. Но как-то вот топанье ногами не помогло. К тому же Помпей все еще надеялся на свои гарнизоны. Ну не мог же в самом деле человек с одним неполным легионом завоевать Италию.

Но вот незадача. Когда Цезарь подошел к городу Корфиний, где стояло три легиона помпеянцев, легионеры взбунтовались, арестовали своего командира и перешли на сторону Цезаря. Дурной пример оказался заразительным и один за другим Цезарю сдались еще несколько городов. И вместо одного легиона у него стало шесть. А еще из Галии торопилась на войну его остальная армия.

Рим охватила паника. Слухи один нелепее другого будоражили Город. Говорили, что лазутчики Цезаря готовятся истребить сенат, что авангард его войска видели у городских ворот, что закаленные в галльских войнах ветераны готовятся беспощадно разграбить Рим.

И тут Помпей поступил решительно, как подобает великому полководцу. Он объявил, что в Городе начался мятеж и приказал бежать. В одну ночь сторонники Помпея покинули Рим. Бежали кто в чем был, хватали то, что оказалось под рукой, а не то, что может пригодиться в дороге. Консула, отправленного Помпеем забрать деньги из казны, слух (на самом деле ложный) о приближении войск Цезаря застиг прямо у дверей хранилища.

Консул резонно решил, что своя жизнь для него дороже, чем государственные деньги и, так и не отперев двери хранилища, бежал. Он правда, прихватил с собой ключи, так что, когда Цезарь вошел в Рим двери в хранилище пришлось ломать.

Из Рима сторонники Помпея бежали в Капую, потом в Брундизий и остановились только в Греции. Так благодаря своей решительности Цезарь практически без боя занял Италию. Благодаря решительности и тому, что его противник слишком сильно полагался на был слишком уверен в собственной неуязвимости.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(22)