«Обвиняют в совершении выдуманного преступления». Судят Дарью Чульцову и Катерину Андрееву

Почти три месяца журналистки провели в СИЗО. Правозащитники признали их политзаключенными.

В суде Фрунзенского района Минска 9 февраля рассматривают дело Дарьи Чульцовой и Катерины Бахваловой (Андреевой) — двух журналисток «Белсата», которые вели стрим с «Площади перемен» 15 ноября. Им предъявили обвинение в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок.

Катерина Бахвалова (Андреева) и Дарья Чульцова. Фото: Белсат

Накануне суда Соединенные штаты Америки призвали белорусские власти освободить Дарью Чульцову и Катерину Бахвалову «немедленно и безусловно, а также, в более широком контексте, прекратить преследование журналистов, делающих свою работу».

***

Судья объявила перерыв до 16 февраля. Рассмотрение дела начнется в 14:30.

***

Допрос Екатерины Андреевой. Она заявила, что арест и суд – это месть спецслужб, сообщает БЕЛСАТ.

Журналистка рассказала, что их задерживали спецназовцы с оружием в руках. По дороге в машине силовики угрожали, что она поедет на зону на 10 лет шить форму милиционерам.

Екатерина подчеркнула, что она не руководила людьми во время стрима и не могла этого делать, поскольку в тот день был отключен интернет, люди не имели возможности смотреть стримы.

Дарья и Екатерина отказались признать полные требования «Минсктранса».

***

Допросили Игоря Ильяша — мужа Катерины Бахваловой, сообщает TUT.BY. Как и супруга, он работает для телеканала «Белсат».

Суду он рассказал, что в день задержания жены был дома, в квартире на Логойском тракте. В последний раз они виделись утром, в часов 10−11. После Катерина ушла работать — «освещать события, которые должны были происходить на так называемой «Площади перемен», вести живой репортаж».

С собой, говорит Игорь Ильяш, Катерина взяла рюкзак, телефон и жилетку «Пресса». О задержании жены он узнал из телеграм-канала волонтеров, которые ведут списки задержанных. Позже у них дома прошел «арест имущества, причем имущества моего», рассказал Ильяш.

Дарья Чульцова отказалась давать показания, поэтому на процессе зачитали письменные материалы дела.

***

Обвинитель заявил, что девушки совершили преступление путем озвучивания призывов телеграм-каналов и призывами приезжать личным транспортом для блокирования перемещения транспорта правоохранителей. Екатерина кроме того давала позитивную оценку действий, тем самым поощряя к незаконным действиям.

Обвинитель назвал точную сумму убытка «Минсктранса» – 11 562 руб. 11 коп.

***

Суд допросил свидетеля от «Минсктранса». Его зовут Роман Пранович, отвечает за организацию движения. Работник «Минсктранса» утверждает, что милиционеры и ГАИ не блокировали движение транспорта, но именно из-за демонстрантов происходили перебои. На вопрос защитников журналисток о том, почему работник «Минсктранса» считает, что причина пробок была именно в митингующих, свидетель не смог объяснить. Он не знает, кто конкретно перекрыл движение автотранспорта.

Несмотря на невозможность ответить, когда, где и как долго останавливался транспорт, свидетель отвечает адвокату, что все потери «Минсктранса» рассчитаны правильно и они составляют 11 тысяч рублей.

***

Хозяин квартиры Дмитрий Мороз заявил в суде: «Со стороны обвиняемых я не видел противоправных действий, иначе я бы их попросил выйти».

***

Выступила третья свидетель – хозяйка квартиры. Говорит, девушки позвонили ее мужу и попросили поснимать. Они не знали, что это журналистки «Белсата», хотя жилеты «Press» на корреспондентках были. От девушек свидетельница слышала только комментарии – никаких призывов не было. Дороги не перекрыли, так как люди двигались хаотично.

***

Игорь Ильяш рассказал про свою краткую встречу с женой.

«Я не смог поговорить с Катериной, даже сделать жест, меня сразу оттолкнул конвоир, – приводит его слова Наталья Хомутовская. – Мы просто обменялись взглядами. Катя выглядит очень хорошо. Я не видела ее почти три месяца, но она улыбается, у нее горят глаза. Был момент, когда Даша увидела маму, и на ее глазах выступили слезы. Катя подошла к ней и обняла. Потом Даша снова начала улыбаться. Они подали знак победы и улыбнулись. К счастью, девушки в хорошем, бодром настроении, готовы к бою, их не сломали».

***

Допрашивают еще одного свидетеля, женщину. Она была в гостях у хозяев квартиры, откуда вели стрим журналистки. Свидетель отмечает, что не слышала от девушек никаких призывов.

Люди, вошедшие в квартиру, не представились. До этого они около 20 минут стучались в дверь. Хозяин квартиры сказал, что открывать не будет. Испугались все: хозяева, их дети, журналистки.

***

Опросили первого свидетеля – мужчину преклонного возраста, живущего на площади Перемен. В течение трех часов он стоял у окна и видел, что не ходит 18-й автобус. Журналисток свидетель не видел, пишет БЕЛСАТ. В тот день он звонил в милицию, так как из машины, стоявшей возле дома, «координировали протестующих».

***

В начале процесса защитник Катерины Бахваловой подал ходатайство: приобщить к материалам дела схему движения общественного транспорта, которое, как считает следствие, было нарушено из-за стрима «Белсата». Катерина и Дарья полностью возместили ущерб, который насчитал «Минсктранс». Это подтверждает квитанции, которые также попросили приобщить к материалам.

Адвокат Дарьи Чульцовой также попросил об изменении меры пресечения обеим журналисткам. Судья отклонил это ходатайство.

***

Такими Дарьи Чульцовой и Катерины Бахвалова (Андреева) предстали перед судом.

Фото TUT.BY

Катерина Бахвалова (Андреева)

Дарья Чульцова

На процессе судья запретила ведение фото- и видесъемки.

***

К началу судебного заседания собралось около 50 человек — журналисты, которые освещают процесс, родные и коллеги Дарьи Чульцовой и Катерины Бахваловой, дипломаты, люди с рациями, сообщает TUT.BY.

Первыми из представителей СМИ стали запускать журналистов госСМИ. После, ссылаясь на отсутствие мест и эпидемию коронавируса, пустили только журналистов нескольких независимых изданий. Остальные осталась за дверями.

В зал также смогли попасть близкие родственники, представители дипмиссии.

Дело рассматривает судья Наталья Бугук, государственное обвинение представляет Касьянчик, Дарью Чульцову защищает адвокат Хаецкий, Катерину Бахвалову — Зикрацкий.

 

***

Екатерину Андрееву (Бахвалову) и Дарью Чульцову задержали 15 ноября 2020-го, когда они на «Площади перемен» вели стрим: в прямом эфире показывали, как собираются люди, подъезжают силовики и проводят задержания, а после ликвидируют народный мемориал.

17 ноября Катерину осудили по двум административным статьям: за участие в несанкционированном массовом мероприятии и неподчинение требованиям сотрудников милиции, за что она получила 7 суток ареста. 20 ноября ей предъявили обвинение по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса — «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них».

По этой же статье обвиняют Дарью Чульцову, которая в тот день работала вместе с Катериной в качестве оператора.

По информации Игоря Ильяша, мужа Катерины Бахваловой, их также обвиняют в том, что стрим привел к остановке 19 маршрутов общественного транспорта: 13 автобусных, трех троллейбусных и трех трамвайных. Общую сумму урона «Минсктранс» оценил в более чем 11 тысяч рублей.

«Сама мысль, что можно руководить «беспорядками» с помощью живого репортажа - параноидальная»

— Сегодня я впервые за почти три месяца увижу Катю, — написал накануне суда журналист Игорь Ильяш, муж Катерины Андреевой. — Увижу, но не смогу поговорить или обнять, потому она будет находиться в клетке и под конвоем.

Катерину Андрееву обвиняют в совершении выдуманного спецслужбами преступления. Этот момент крайне важно понимать: особенность ситуации даже не в том, что она не совершала этого преступления, а в том, что такого преступление в принципе не было и быть не могло. Сама мысль, что можно руководить «беспорядками» с помощью живого репортажа — параноидальная. Ну а я в рамках этого параноидального дела прохожу как свидетель вымышленного преступления.

Ближайшие дни будут очень трудными. Я не делаю прогнозов на исход суда. Я знаю одно: мир, который мы с Катей создали в наших отношениях, гораздо сильнее всех тюрем, спецслужб и судов. Наша любовь крепче режима Лукашенко. И уж точно долговечней.

Чтобы с нами не произошло, мы всё равно рано или поздно победим, будем вместе и будем счастливы. Мы с Катей в этом абсолютно убеждены.

«Как цепляет то, что у Даши была последовательная и осознанная позиция работать только в независимых СМИ»

— Даша Чульцова больше года работала в одном из моих изданий — Mogilev.Online, — вспоминает Петр Кузнецов. — Из Могилева в Минск она уехала, чтобы начать работать с БЕЛСАТом.

У нас она работала в кадре, в Минске оказалась с камерой. Мне всегда нравилось, что она делает и как она это делает. Но, к своему стыду, должен признаться, что за весь период сотрудничества так и не смог познакомиться с ней лично — она была в Могилеве, я — в Гомеле. Сотрудничала с ней могилевская редакция. Исправно приглашал на все корпоративные мероприятия, но разница в городах все же играла роль.

Вчера прочитал биографию этой чудесной девушки на Радио Свобода. Молодая девушка и маленькая еще биография — поработать она успела только у нас и немного на БЕЛСАТЕ. Но как цепляет то, что у нее была последовательная и осознанная позиция работать только в независимых СМИ, говорящих людям правду!

За эту правду она теперь в тюрьме.

Но, несмотря ни на что, я не просто верю, я ни секунды не сомневаюсь в большом будущем Дарьи. В огромном профессиональном и личном будущем. Просто потому, что у людей, которые с самых молодых лет имеют свою позицию, да еще и такую позицию, по-другому быть не может.

Тут, на днях, были результаты опросов, по которым независимым СМИ сейчас доверяет 50% белорусов — больше, чем любому политику или любой политической силе; больше, чем любому государственному органу; больше, чем любой из представленных церквей. В общем, больше, чем кому бы то ни было.

Так случилось, что в атмосфере всеобщей лжи, лицемерия и слабости, которые так настойчиво и последовательно воспитывали в Беларуси действующие власти, сама способность и воля говорить правду несмотря ни на что стали высшим и лучшим маркером. Очень трудно не разволноваться, когда начинаешь думать об этом.

В течение десятилетий независимая журналистика была в Беларуси одной из самых опасных и неблагодарных профессий. В последнее время она стала еще более опасной, но неблагодарной ее уже тяжелее назвать. Огромного уважения заслуживают профессионалы старшего поколения, формировавшие на протяжении всей новейшей истории страны культуру и кодекс чести независимых СМИ. Без преувеличения — низкий поклон.

Но жизнь не стоит на месте и появляются совершенно чудесные молодые люди, такие, как Катерина и Дарья. Глядя на них, на их работу, на их судьбы, на их характеры и на их позиции понимаешь и очень отчетливо видишь: колпак тотальной лжи, как это было раньше, нашу Беларусь не накроет больше никогда. То, что создали предыдущие поколения белорусских журналистов, есть кому сохранить и развивать дальше.

Мы знаем единственный ответ на вопрос, как помочь Катерине, Дарье и всем остальным нашим политическим заключенным: «Приближать победу». Правда, в масштабе страны пока никто не смог точно ответить — как именно?

Белорусским журналистам в этом смысле проще остальных. Надо просто продолжать делать свою работу — говорить людям правду.

И мы будем продолжать делать свою работу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(62)