Хотя Пезешкиана считают реформистом, он глубоко предан духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи. Некоторые эксперты ранее заявляли, что в случае его избрания Ирану не следует ожидать чего-то большего, чем смягчения тона по отношению к внутренней оппозиции.
«Обещал прекратить «изоляцию» страны от остального мира»
Новым президентом Ирана избран умеренный кандидат Масуд Пезешкиан. ВВС – о том, какие перемены последуют.
Масуд Пезешкиан, которого некоторые наблюдатели называют реформистом, победил во втором туре президентских выборов Ирана. Они были назначены после того, как предыдущий лидер Ирана Ибрагим Раиси погиб в мае в результате крушения вертолета.
Во втором туре президентских выборов Масуд Пезешкиан набрал 53,3%, его соперник — консерватор Саид Джалили получил 44,3%.
Выборы были назначены после того, как предыдущий президент Ирана Эбрахим Раиси погиб в мае в результате крушения вертолета (вместе с ним погибли еще семь человек). Второй тур выборов пришлось проводить после того, как ни один из кандидатов не получил большинства голосов в первом туре 28 июня.
После подведения итогов выборов Пезешкиан поблагодарил своих сторонников, которые пришли голосовать «с любовью и для того, чтобы помочь» стране, передает AFP. «Мы протянем руку дружбы всем; мы все люди этой страны; мы должны использовать каждого для прогресса страны», — сказал он по государственному телевидению.
Масуд Пезешкиан, бывший кардиохирург, во время предвыборной кампании критиковал иранскую полицию нравов. Он обещал прекратить «изоляцию» Ирана от остального мира. Кроме того, Пезешкиан призывал к «конструктивным переговорам» с Западом по поводу возобновления ядерной сделки 2015 года, в рамках которой Иран согласился ограничить свою ядерную программу в обмен на ослабление западных санкций.
Консерватор Саид Джалили выступал за сохранение статус-кво Ирана. Бывший участник ядерных переговоров пользуется большой поддержкой среди наиболее религиозных общин Ирана. Джалили известен своей жесткой антизападной позицией и выступает против восстановления ядерной сделки, которая, по его словам, пересекла «красные линии» Ирана.
Хотя в Иране 61,5 млн избирателей, имеющих право голоса, в первом туре президентских выборов 28 июня проголосовало лишь около 40% – это наименьший показатель со времен Исламской революции 1979 года.
Во втором туре явка избирателей составила 49,8%. Количество испорченных бюллетеней превысило 600 000, сообщает AFP.
Прийти проголосовать людей призывали в том числе местные СМИ.
Реформистская ежедневная газета Sazandegi писала: «Будущее связано с вашими голосами», а газета Hammihan – «Теперь ваша очередь». Ежедневное издание Hamshahri, управляемое муниципалитетом Тегерана, опубликовало материал под названием «100 причин для голосования».
При этом в иранских социальных сетях распространился хэштег «предательское меньшинство», призывающий не голосовать ни за одного из кандидатов и называющий любого, кто это сделает, «предателем».
Верховный лидер аятолла Али Хаменеи отверг предположения о том, что низкая явка свидетельствует о неприятии его правления.
«Есть причины [низкой явки], и политики, и социологи изучат их, но если кто-то думает, что те, кто не голосовал, выступают против истеблишмента, они явно ошибаются», — сказал он.
В 2022 году Иран потрясла огромная волна протестов, вызванная смертью 22-летней Махсы Амини, которая была задержана полицией нравов по обвинению в нарушении строгого дресс-кода Ирана.
Правозащитные организации заявляют, что в ходе репрессий сотни людей были убиты и тысячи задержаны.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное