Коктейль

О скандальном романе, который читает Светлана Алексиевич

На минувшей неделе на встрече «Интеллектуального клуба» в Минске Светлана Алексиевич поделалась, что сейчас читает роман «Благоволительницы» Джонатана Литтелла.

Esquire, в свою очередь, пишет большую статью о скандальном романе о холокосте, который провозгласили одновременно и шедевром, и порнографией. Предлагаем избранное.

Фото Francesca Mantovani/Leemage/East News

700-страничный роман американца Литтелла, написанный на французском языке от лица эсэсовца-извращенца и в подробностях описывающий чудовищные карательные операции на Восточном фронте, называют одновременно «великой книгой» и «порнографией насилия» (в зависимости от страны, где он издан).

Книга вызвала бурную реакцию в литературных кругах, но стала супербестселлером и принесла автору престижную Гонкуровскую премию.

«Благоволительницы» впервые выходят во Франции в 2006 году, становятся супербестселлером и дарят автору возможность, теоретически, больше не работать до конца жизни. За первый месяц расходятся 170 000 экземпляров, в 2013 году Литтелл говорит в интервью о распроданном тираже в миллион копий.

В 2006-м он получает Гонкуровскую премию (главную во Францию по части литературы) и Гран-при Французской академии. Сегодня книга переведена не меньше чем на 20 языков, однако еще никому не удалось заполучить права на экранизацию — автор сомневается, что из нее вообще возможно сделать кино. Где-то уже на пятидесятой странице из семисот понимаешь, насколько он прав.

Что происходит в романе?

Чрезвычайно начитанного («в молодости увлекался литературой и философией»), но ничем не выдающегося юриста Максимилиана Ауэ, испытывающего сексуальное влечение одновременно и к родной сестре, и к представителям своего же пола, волею судьбы заносит на службу в СС.

В составе айнзацгрупп он проходит Западную Украину и Северный Кавказ, становится очевидцем расстрелов в Бабьем Яру, попадает в Сталинград, чудом добирается до Берлина, затем, после войны, умудряется избежать наказания и затеряться во французской провинции.

Он постоянно в центре событий — и в то же время как бы в стороне. Случайно отправившись в путь за немецкой армией, он так же случайно получает повышение за повышением, выстраивая, будто против своей воли, внушительную карьеру.

Хоть он и не считает себя виноватым, эта случайность, непреодолимая цепочка обстоятельств, и станет подспудным доводом защиты самого себя перед воображаемыми читателями (весь роман выглядит как странные мемуары, обращенные ко всем нам, словно рассказ Гумберта Гумберта).

Главная мысль состоит в том, что его место мог случайно занять любой из нас, а главный вопрос Литтелл ставит так: оказавшись в воронке, смогли бы мы действовать иначе?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(16)