О попытке белорусских властей усидеть на двух стульях

На совещании о противодействии санкционным мерам Лукашенко потребовал, применяя контрсанкции, использовать сложившиеся условия во благо и не навредить людям.

— Здесь вопрос следует рассматривать минимум с двух позиций – насыщение рынка необходимыми товарами и недопустимость роста цен. Категорически предупреждаю всех присутствующих о необходимости соблюдения обоих условий, — дал ЦУ вертикали правитель.

Спросили у экономиста, реально ли в сложившейся ситуации выполнить оба требования.

— Это будет реально только на тех рынках, где товары из «недружественных» стран практически не представлены, — отмечает в экспресс-комментарии «Салiдарнасцi» академический директор BEROC Катерина Борнукова. — Например, на рынке сыров средний уровень цены вряд ли вырастет. Почему? Потому что 95% сыров, которые продаются в Беларуси, и произведены как раз в Беларуси. Топ-5 позиций, наверное, подорожает, но на средней цене сыра это особо не отразится.

Если мы решаем импортировать что-то из европейских товаров, скажем, фрукты, польские яблоки — это значит, что они либо дешевле, либо по соотношению «цена-качество» превосходят альтернативы. И чтобы заменить их белорусскими яблоками, мы просто не успеем посадить сады и вырастить их в нужных количествах. А значит, придется заменять каким-то другим импортом. Но почему-то мы раньше не использовали этот другой импорт — явно потому, что он или дороже, или хуже.

В любом случае, переключение на другие источники импорта будет означать либо рост цен, либо ухудшение качества. А скорее всего, и то, и другое.

Напомним: продовольственное эмбарго, введенное сроком на 6 месяцев, начнет действовать с 1 января, когда урожай в нашей стране уже давно собран, и правительство не может гарантировать, что белорусам хватит собственных сельскохозяйственных продуктов.

—  Какие-то продукты, как апельсины с мандаринами, мы по умолчанию не способны производить, поэтому импортировали их, — говорит Катерина Борнукова. — Те же сыры, некоторые крупы мы производим самостоятельно, а что-то импортируем, и это абсолютно нормальная ситуация для небольшой страны, которая не расположена в зоне, благоприятной для земледелия.

Конечно, сейчас или с 1 января мы не станем вдруг растить помидоров больше и собирать, как в Турции, по 2-3 урожая в год; это все занимает время и требует инвестиций.

Не думаю, что на рынке возникнет уж очень ощутимый дефицит, но то, что цены вырастут и качество упадет — это практически стопроцентная гарантия. И разговоры о недопущении роста цен — всего лишь разговоры.

Вспомним ситуацию с лекарствами, когда нам говорили: мол, мы поднимаем НДС, но не преживайте, цены не вырастут. А сейчас мы открываем статистику и видим, что лекарственные препараты — одни из лидеров по росту цен. Что, в общем, естественно: когда ты поднимаешь налог — цена растет, когда ты ограничиваешь импорт — цена растет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(54)