Комментарии
Александр Федута, «Ежедневный журнал»

О «плюшевых» заложниках

КГБ объявило о предъявлении обвинений гражданам Антону Суряпину и Сергею Башаримову: дескать, студент Института журналистики БГУ и риэлтер помогли сотрудникам шведского рекламного агентства, пожелавшим бомбардировать белорусскую территорию плюшевыми медведями, нарушить воздушную границу нашей родины и тем самым сами якобы нарушили закон.

Хотя нигде в законе не сказано, что студент журфака не имеет права вывешивать в Интернете фотографии плюшевых медведей, а риэлтер – сдавать квартиры иностранцам, приезжающим в Минск с частным визитом.

Но дело не только в этом.

Гражданам Королевства Швеция предложили приехать в Минск и дать показания по делу Суряпина и Башаримова. Помочь следствию на территории следствия.

Если кто не понял: шведским рекламистам предложено приехать и сдаться. Пока – в качестве свидетелей. Причем отношения со Швецией накануне этого заявления были предусмотрительно осложнены белорусской стороной: не получил аккредитации действовавший посол Швеции Стефан Эрикссон. Так что случись в Минске с возжелавшими вдруг сдуру приехать гражданами Королевства что-нибудь – кирпич, скажем, на них упадет или КГБ их арестует – ну, чтобы потом не разыскивать через Интерпол, то, по большому счету, и заступиться за них на территории Беларуси будет некому.

А чтобы поставить шведов перед нелегким выбором, им недвусмысленно намекнули: судьба Суряпина и Башаримова в ваших руках. Приедете – сами ответите, не приедете – вот у нас и заложники есть. Чтобы совесть вас там, в Швеции, помучила посильнее.

Все это трагикомически совпало с Лондонской олимпиадой, на которую, как известно, британская принимающая сторона открыть воздушный коридор белорусскому лидеру не пожелала.

Ну, собственно говоря, у Лукашенко и другие развлечения есть. Не хуже олимпиады.

Вернее, совершенно в олимпийских традициях. В 1972 году, как, вероятно, читатель помнит, произошел захват олимпийской сборной Израиля членами радикальной палестинской группировки «Черный сентябрь». В результате неудачной попытки освобождения одиннадцать заложников погибли. Судьба тех, кто их захватил, потом тоже была не самая радужная, но это уже потом.

Мне кажется, что белорусская Фемида «заточена» сейчас на «гибель заложников». Вне зависимости от того, приедут шведы, чтобы сесть на их место в «американку» (СИЗО КГБ Беларуси), или не приедут. Если не приедут – отвечать Суряпину и Башаримову, если приедут – отделаются ребята легким испугом в виде условного срока, но в любом случае месяц они уже отсидели: этого достаточно, чтобы память о тюрьме навсегда сохранилась где-то в подкорке головного мозга. Там, где прячется холодный страх.

Шведы не приедут. И это правильно. С теми, кто захватывает заложников, переговоры не ведут.

Вопрос в том, что потом происходит с теми, кто захватывает в заложники мирных граждан. Будь теми мирными гражданами спортсмены-олимпийцы или студенты-фотографы, вывешивающие в сети фото плюшевых медвежат.

Те, кто захватывают заложников, наверняка ощущают сами себя заложниками. Смертниками. Именно поэтому им – все равно. Жестокость – производная от страха, и никак иначе.

Но тем, кто сидит, от этого не легче. Нет даже плюшевого медвежонка, в которого можно уткнуться, чтобы он спас тебя от страшного сна.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)