О чем говорит установление в России памятника человеку, известному в Беларуси как «вешатель»
В октябре в Калининграде торжественно открыли памятнику графу Михаилу Муравьеву. Помощник президента РФ Владимир Мединский, не считающий беларусов отдельным народом, в восторге.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на открытии памятника заявил: «Замечательный и практичный пример того, как нужно действовать в сложных обстоятельствах и добиваться результатов. Нужно помнить о наших корнях, о подвигах и героях, которые составляют славу нашего народа».
«Салідарнасць» напоминает, как Муравьев «добивался результатов» и причем здесь беларусы, а также рассказывает, какое политическое значение имеет факт установления нового памятника.
«Эффективный менеджер» Муравьев: занимался русификацией на беларусских землях и задушил восстание 1863-1864 годов
Биография Михаила Муравьева тесно связана с беларусскими землями. В 1828 году он стал могилевским губернатором, а в 1831-м – гродненским.
Деятельность Муравьева была направлена на русификацию региона – взамен ополячиванию. Беларусов в качестве отдельного народа он не рассматривал.
Как раз во время работы в Гродно за ним закрепилось прозвище «вешателя». Исследователи называют две возможные причины этого (они могли дополнять друг друга).
В одном из очерков того времени о Муравьеве описали следующую историю. По его прибытии в Гродно один из местных шляхтичей поинтересовался у чиновников: не из тех ли он Муравьевых, из которых кого-то повесили после декабристского восстания? Новый губернатор попросил передать шляхтичу: «Я не из тех Муравьевых, которых вешают, я из тех, которые сами вешают».
Вторая история связана с подавлением восстания 1830-1831 годов. За партизанскую деятельность военный суд приговорил Михаила Воловича, представителя дворянского рода из беларусских земель и сына слонимского подкомория, к четвертованию. Гражданский губернатор Муравьев заменил четвертование на повешение.
Вскоре Муравьева перебросили на работу вглубь России. Как сказали бы в сегодняшней РФ, он зарекомендовал себя «эффективным менеджером». Например, запугиванием выбивал из дворян долги для пополнения казны.
Когда в 1863 году в Польше, Литве и Беларуси вспыхнуло очередное восстание, в Санкт-Петербурге вспомнили об уже вышедшем на пенсию чиновнике. Ему предоставили чрезвычайные полномочия и назначили главой «Северо-Западного края» – губернатором Виленским, Гродненским и Минским.
Прибыв в Вильню, Муравьев сразу продемонстрировал, как намерен подавлять восстание, уже навсегда закрепив за собой репутацию «вешателя».
Русский военный министр и военный историк писал Дмитрий Милюков: «Первые упомянутые выше казни двух ксендзов, 22 и 24 мая, произвели сильное впечатление на польское население, которое сначала не хотело верить, чтобы Муравьев решился в самом деле казнить духовное лицо. Затем последовали казни: 27 мая — в Динабурге, графа Льва Платера; 28-го — в Вильне, Колышко, сподвижника Сераковского; 6 июня — в Ковне, корнета Белозора, и в Могилеве — подпоручика Корсака и двух прапорщиков Манцевичей; 10 июня — в Лиде, еще ксендза Фальковского, а 15-го — в Вильне, Сераковского».
В марте 1864 года в Вильне повесили Кастуся Калиновского. Историки отмечают, что всего за годы правления Муравьева было казнено 128 человек. Более 10 тысяч человек было отправлено в ссылку вглубь России.
Нужно также отметить, как Муравьев устраивал казни: они были публичными и демонстративными, чтобы как можно сильнее запугать остальных.
Муравьев отметился и многим другим. Например, был введен запрет на ношение траура по павшим повстанцам – женщины таким образом выражали политический протест после подавления восстания.
Через несколько лет Муравьев умер, а в конце века российская администрация решила установить ему памятник – в Вильне, в месте, где он устраивал массовые казни. Памятник поставили возле здания современной президентуры.
Беларусская общественная деятельница Павлина Мядёлка описала, как вскоре к нему были вынуждены приставить городового.
Каля помніка шпацыруе ўзад і ўперад гарадавы…Ён паявіўся пасьля адной штукі, якую выкінула віленская моладзь. Набралі хлопцы ў бойні трыбухаў і кішок, ноччу абляпілі імі помнік з галавы да ног, а на пастамэнт вылілі некалькі бутэлек валерыянкі.
Зляцеліся з ўсяго места сабакі да трыбухаў, а каты на пах валерыянкі. І што там тварылася ў падножжа помніка, можна сабе ўявіць! З таго часу гарадавы днём і ноччу сьцеражэ гэты помнік.
После Первой мировой войны памятник исчез: то ли был эвакуирован российскими войсками при отступлении и утерян, то ли уничтожен новой польской властью. Ненависть к фигуре Муравьева была такова, что по некоторым свидетельствам на месте памятника установили общественный туалет.
Что Мединский и Путин думают о беларусах
Долгое время и в советской, и в российской историографии фигура Муравьева была зашквартной. Чем, собственно, гордиться – убийствами представителей других народов и насильственной русификацией?
Но при позднем Путине подобные исторические фигуры стали приходиться ко двору: в них видят пример того, как можно сохранить империю от распада, а то и восстановить ее. Судя по всему, от Муравьева фанатеет Владимир Мединский, бывший министр культуры РФ, а ныне помощник Путина.
По многочисленным догадкам, именно этот чиновник пишет «исторические» статьи, автором которых указывается Путина. Напомним, что за полгода до нападения России на Украину, в июле 2021-го, за авторством президента РФ вышла статья «Об историческом единстве русских и украинцев».
В ней Путин заявил о существовании «большой русской нации», которая соединяет великороссов, малороссов и беларусов.
В марте 2023 года была опубликована видеолекция Мединского о Муравьеве, в которой чиновник манипулировал историческим фактами и откровенно лгал, чтобы выставить «вешателя» героем.
В своем выступлении Мединский назвал жителей Беларуси «русскими», а территорию Великого княжества Литовского «исконно русскими землями». Чиновник выразил сожаление, что «Муравьеву-вещателю» «нет ни улицы, ни памятника».
Поэтому вполне понятен его восторг из-за события в Калининграде. Мединский поблагодарил губернатора Алиханова (интересно, поделился ли тот со своими планами с Лукашенко, к которому приезжал в июне?) и отметил:
– Муравьев перевернул конструкцию. Сохраненная им Белоруссия и сейчас вместе с Россией. Вернем доброе имя. Памятник Муравьеву уже вернулся. Правда, пока это уменьшенная копия того, что стоял в центре Вильно (Вильнюс). И не на своем историческом месте.
С учетом того, какие личности замешаны в установлении памятника, можно сделать вывод о том, как на самом деле руководство России относится к беларусам и их независимости. Не то чтобы это было сенсацией, но прежде героизировать такие исторические фигуры как Муравьев там стеснялись. А значит, вероятен новый накат на беларусскую идею.
В завершение напомним, что писал стоявший у ее истоков Калиновский в «Лістах з-пад шыбеніцы».
Но як дзень з ноччу не ходзіць разам, так не ідзе разам наука праўдзіва з няволяй маскоўскай. Дапокуль яна ў нас будзе, у нас нічога не будзе, не будзе праўды, багацтва і ніякай наукі, — адно намі, як скацінай, варочаць будуць не для дабра, но на пагібель нашу.