Политика
Сергей Аверьянов

Новый уровень конфликта

Александр Лукашенко вывел белорусско-российский конфликт на новый уровень. Отказ ехать на саммит ОДКБ в Москву – это уже не просто обвинения российского правительства и отдельных его членов в разрушении достижений интеграции. Это открытое противостояние.

Конечно, конфликты между Минском и Москвой случались и раньше. Бывало, самолету Лукашенко просто не давали «воздушный коридор», и он не мог вылететь в Россию. Это случилось в 1997 году, когда за сюжет о ситуации на белорусско-литовской границе была задержана съемочная группа канала ОРТ.

А чего стоили многочисленные нефтегазовые разборки между союзниками! Но и тогда дальше взаимных обвинений дело не доходило – конфликт тем или иным образом разрешался, а разговоры о дружбе и интеграции шли своим чередом дальше.

В ситуации с молоком вышло по-другому. Хотя, казалось бы, куда молоку до нефти…

Вкратце вспомним хронику событий на фронтах «молочной войны».

Итак, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко сообщает, что с 6 июня в России введен запрет на оборот 606 наименований молочной продукции из Беларуси. По словам, Онищенко, такое решение связано с тем, что в декабре прошлого года в России ввели новый технический регламент на молочную продукцию, и Беларусь его не выполняет.

Российский политолог, президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов сразу отметил, что запрет на ввоз и оборот в РФ сотен видов молочной продукции из Беларуси можно рассматривать, как экономические санкции Москвы против Минска.

– Это уже санкции, и достаточно серьезные. Вероятно, здесь есть и недовольство политикой Беларуси, – считает Никонов. – Кроме того, Беларусь сильно субсидировала собственных производителей. Видимо, в принятом решении есть и давление российского молочного лобби. Здесь все вместе.

Белорусские чиновники повели себя несколько странно – изначально они заявляли, что белорусская продукция, которая реально поставляется в Россию, практически вся прошла перерегистрацию. А названные 600 видов продукции – это «мертвые» наименования, которые либо сняты с производства, либо не планируются к поставкам в Россию.

Кстати, о техрегламенте – белорусские производители заявляют о соответствии своей продукции его требованиям. «Все документы согласно техрегламента нами были получены», заявил на пресс-конференции 13 июня гендиректор столичного предприятия Гормолзавод № 1 Эдуард Чернявский. О наличии необходимых документов говорят и представители других белорусских молокоперерабатывающих заводов.

В общем, конфликт, и это было заметно невооруженным глазом, несколько выходил за рамки простых «споров субъектов хозяйствования» – выражения, которым до сих пор было принято объяснять противоречия в отношениях двух ближайших союзников – Беларуси и России.

Потом российский премьер Путин заявил, что Россия и Беларусь договорились по молочной проблеме. Правда, в чем это выражалось, так и осталось непонятным – фуры с белорусским молоком россияне разворачивали на границе.

Тем временем приближался саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в который, помимо Беларуси и России, входят Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Саммит обещал быть знаковым, поскольку планировалось подписать соглашение о создании КСОР – Коллективных сил оперативного реагирования, которые, как обещал президент РФ Дмитрий Медведев, должны стать «не хуже, чем НАТО».

Еще 5 июня, в ходе встречи с руководителями делегаций, участвующих в заседании Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ, Александр Лукашенко отмечал, что Беларусь на июньской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ озвучит свои инициативы по совершенствованию деятельности Организации.

Но в субботу, 13 июня, Александр Лукашенко проводит оперативное совещание по ситуации с поставками молока и молочной продукции в Российскую Федерацию. Президент дал поручение премьер-министру, главе своей Администрации, руководителям других госорганов по принятию мер, направленных на решение проблемы. Поручено также проинформировать руководителей других государств – участников ОДКБ по существу сложившейся ситуации.

В дело вмешался даже Совет Безопасности – государственный секретарь Совбеза Беларуси Юрий Жадобин говорил по телефону с секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым, и довел до сведения российской стороны позицию Беларуси в вопросе поставок молока и молочной продукции в Россию.

В субботу же стало известно, что вылет официальной делегации во главе с президентом Беларуси в Москву откладывается. И вообще непонятно, примет ли белорусская сторона участие в заседании ОДКБ.

Более того, Лукашенко поручил Государственному таможенному комитету и Государственному пограничному комитету внести предложения по введению таможенного и пограничного оформления на белорусско-российской границе.

Утром в воскресенье ситуация прояснилась – Беларусь отказалась участвовать в заседании сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. В связи с «молочной проблемой».

Беларусь в воскресенье направила в Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности соответствующую ноту.

«Мы являемся свидетелями открытой экономической дискриминации со стороны одного из государств – члена ОДКБ против Беларуси по важной товарной группе. Подобные действия объективно подрывают экономическую безопасность государства – члена организации, то есть основу основ стабильности и, соответственно, комплексной, всеобъемлющей безопасности», – заявил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Попов, передает «БЕЛТА».

Это уже открытый демарш. Это уже не просто обвинения российского правительства и отдельных его членов в разрушении достижений интеграции. Это открытое противостояние с Кремлем.

Цитата из материала российского РИА «Новости»: «эксперты отмечают, что Россия и Белоруссия, не отказываясь на словах от планов интеграции, продолжают перетягивать торгово-финансовое «одеяло» каждая на себя, при этом спор становится все острее».

Что ж, так оно и есть.

Спрогнозировать дальнейшее развитие событий очень непросто. Если Россия отменит введенные ограничения по молоку, дело может закончиться полной и безусловной победой белорусского президента. Однако маловероятно, что этого не понимают в Кремле.

В субботу Москва отнеслась с демаршу официального Минска довольно спокойно – «Увязки с решением конкретных хозяйственных вопросов считаем неуместными. Совет Договора о коллективной безопасности в любом случае состоится и примет решения, которые должны быть приняты», – сказал www.interfax.by источник в МИД РФ.

В общем, не хотите и не надо. «Отсутствие я на встрече в Москве делегации Беларуси не является препятствием для принятия на саммите ОДКБ запланированных документов, в том числе по созданию Коллективных сил оперативного реагирования» – заявилглава МИД России Сергей Лавров по итогам заседания министров иностранных дел ОДКБ, сообщает ИТАР-ТАСС.

Открытым остается главный вопрос – перерастет ли очередная «семейная» склока в полноценный развод с разделом имущества?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)