Женщины

Кирилл Иванов

Новогрудские мученицы: 11 монахинь, которые стали благословенными

Еще одна история о женщинах, которые вписали свое имя в белорусскую и мировую историю.

Новогрудок, сентябрь 1929 года. В город по приглашению пинского епископа Зигмунда Лозинского прибывают первые представительницы женской монашеской конгрегации «Сестры Святого Семейства из Назарета» (сестры назаретанки).

В городе их ждал не самый радушный прием. Местные власти встретили монахинь достаточно настороженно. Епископу Лозинскому даже пришлось убеждать их остаться: «Из Новогрудка не уезжать, находиться на своем посту! Это воля Бога и моя».

В Фарном костеле

Одной из задач сестер назаретанок было приведение в порядок костела Преображения Господня, имевшего статус фарного. С ней они справились, не забыв и о других добрых делах. При новом монастыре они открыли школу, в которой учились как городские дети, так и дети из глухих деревень, для которых при школе устроили общежитие.

Важный момент для многоконфессионального города: сестры назаретанки учили грамоте всех желающих, независимо от вероисповедания. По такому же принципу были организованы курсы рукоделия для местных девушек.

Монахини посещали в госпитале больных, помогали обездоленным. Вскоре отношение к ним в городе изменилось.

Новые власти, новые порядки

Когда в 1939-м в Новогрудок пришла советская власть, сестрам пришлось сменить монашеские одеяния на светские. Началась эпоха репрессий и депортаций.

Из монастыря монахиням пришлось уйти, школу у них отобрали. Некоторые из них уехали из Новогрудка, двенадцать сестер остались. Жители города поселили их у себя. Вместе они собирались на мессы в костеле, где служил чудом избежавший депортации ксендз Александр Зенкевич.

Лето 1941-го, город заняли немцы. Монахиням разрешили вернуться к прежним заботам, им вернули монастырь. Но радости эти перемены не принесли. Город захлестнула волна террора: оккупанты уничтожили большую часть еврейского населения, в июле 1942-го в ходе облавы было расстреляно 60 поляков, в том числе ксендзы Йозеф Кучинский и Михал Далецкий.

Год спустя, в ночь с 17 на 18 июля были схвачены 120 человек. Гестапо таким образом решило отомстить местным партизанам. В основном это были мужчины, представители местной интеллигенции. Среди них был и единственный ксендз — настоятель Фарного костела Александр Зенкевич.

Родные схваченных пришли к сестрам, у которых и прежде находили поддержку в трудную минуту. И те не отказали и в этот раз, решившись на самопожертвование.

Настоятельница монастыря сестра Мария Стелла обратилась к немецким властям с просьбой обменять арестованных на монахинь. Есть свидетельство, что на встрече с ксендзом Зенкевичем она сказала: «Мой Боже, если нужна жертва жизни, пусть лучше нас расстреляют, чем тех, у кого есть семьи».

31 июля сестер назаретанок вызвали в гестапо. По дороге они встретили сестру Малгожату, которая работала медсестрой в госпитале и скрывала свою принадлежность к монастырю. Сестры отговорили ее идти вместе с ними, чем спасли ей жизнь. А также ста двадцати заложникам — все они пережили войну.

Расстрел

Картина польского художника Адама Стыки

Последние часы монахинь описаны в книге «11 мучениц» Марии Стажинской. Их арестовали в тот же вечер и собирались расстрелять за городом. Но жандармы по какой-то причине отложили казнь до утра. Возможно, не хотели лишних свидетелей — рядом была деревня Баторовка, на улице было полно людей. Монахинь отвезли назад и оставили в подвале на ночь.

«Тишина была такой огромной, что даже жандармы старались ступать осторожно, чтобы ее не нарушить. Один из них, на следующий день напиваясь до беспамятства, повторял постоянно, с упрямством, как будто не мог остановиться: «Как они шли… Это нужно было видеть, как они шли — эти сестры. (…) Просили остаться в монашеских одеяниях, в полном орденском наряде. Встали на колени, прощаясь друг с другом. А сестра Стелла, их настоятельница, подняла руку, благословив всех. Тогда раздались выстрелы…» (Из книги «11 мучениц» Марии Стажинской).

Беатификация

Возможно, разговорчивость пьяного жандарма и помогла узнать о трагедии вскоре после гибели монахинь. Впрочем, есть версия, что о месте захоронения ксендзу на исповеди рассказал один из прихожан.

Через несколько недель уцелевшая сестра Малгожата нашла могилу. Она пометила ее крестом и ухаживала за ней до конца войны. В 1945-м была проведена эксгумация, которая показала, что некоторые монахини во время расстрела были ранены, но не убиты. Их похоронили заживо.

На этом месте, в лесу у Баторовки, установлен памятный знак, который ежегодно посещают сотни паломников.

Фото Franciszek Сzarnowski, wikimedia.org

Первоначально сестер назаретанок перезахоронили у стен новогрудской Фары. В сентябре 1991-го начался процесс беатификации, останки сестер были перенесены в костельную часовню.

Фото из коллекции Vincent A. Lapomarda

5 марта 2000-го на площади Святого Петра в Риме Папа Римский Иоанн Павел II объявил сестер-назаретанок из Новогрудка благословенными, или блаженными.

В том же году в костеле установили алтарь, которые подарили родные спасенных монахинями новогрудчан. В 2018-м храм объявили санктуарием благословенных сестер-мучениц из Новогрудка.

11 сестер мучениц

Аделя Мардосевич (сестра Мария Стелла) — настоятельница монастыря с 1940-го. Родилась в 1888 году на Случчине, на момент гибели ей было 54 года.  

Ядвига Каролина Жак (сестра Мария Имельда). Родилась в 1892-м в Освенциме, Польша. На момент гибели ей было 50 лет.

Анна Коколович (сестра Мария Раймонда). Родилась в 1892-м на Виленщине. На момент гибели ей было 50 лет.

Юзефа Хробот (сестра Мария Канута). Родилась в 1896-м в Ченстохове, Польша. На момент гибели ей было 47 лет.

Хелена Черпка (сестра Мария Гвидона). Родилась в 1900-м в Калише, Польша. На момент гибели ей было 43 года.

Элеонора Анеля Юзьвик (сестра Мария Даниэля). Родилась в 1895-м, уроженка Польши. На момент гибели ей было 48 лет.

Юлия Рапей (сестра Мария Сергия). Родилась в 1900-м в Рогожине, Польша. На момент гибели ей было 42 года.

Евгения Мацкевич (сестра Мария Канизия). Родилась в 1903-м в Сувалках, Польша. На момент гибели ей было 39 лет.

Паулина Боровик (сестра Мария Фелицита). Родилась в 1905-м, уроженка Польши. На момент гибели ей было 37 лет.

Леокадия Матушевская (сестра Мария Гелиодора). Родилась в 1906-м в Старой Гуте, Польша. На момент гибели ей было 37 лет.

Вероника Нармонтович (сестра Мария Боромея). Родилась в 1916-м в Вертелишках под Гродно. На момент гибели ей было 26 лет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(85)