«Номенклатурные «крыши» видят, что Лукашенко легко можно наклонять»

Экономист Ярослав Романчук на своей странице в Фейсбук рассуждает о том, как и кто поддерживает у Лукашенко иллюзию правильности курса и почему глава Беларуси стал объектом циничных, хладнокровных манипуляций.

«Белорусские власти не перестают шокировать, раздражать и делать такое, что хватаешься за голову и кричишь: «Неужели это возможно?»

12 мая 2017г. премьер-министр правительства Беларуси Андрей Кобяков посетил ОАО «Завод горного воска» и СООО «Морозпродукт» в Пуховичском районе Минской области. Изучал, как проходит модернизация. Сделал целый ряд весьма откровенных пролетарских заявлений. Вот первое: «К сожалению, наша банковская система на момент реализации инвестпроектов ряду предприятий предоставляла кредиты на сроки, не связанные со сроками окупаемости проектов… Допустим, нормальный срок окупаемости проектов 7-8 лет и где-то 10 лет в нефтехимической сфере, а кредит, скажем, предоставлен на 4 года. Это говорит о том, что за этот период не будут сформированы источники, чтобы нормально рассчитаться по привлеченным кредитам».

Давайте разберём это высказывание премьера по косточкам.

Первое. Оказывается, участники государственных программ по модернизации врали банкам, предоставляя бизнес планы для получения кредитов. Они обещали провести модернизацию условно в четыре года, а сами считали «нормальным» срок окупаемости в два раза больше. Т. е. брали льготные же кредиты без надежды их вернуть после окончания срока финансирования. Они рассчитывали на то, что припрут президента и правительство к стенке – и им дадут ещё, а потом вообще спишут долги или реструктурируют их на 5 – 10 лет.

Второе. Большие вопросы есть к банкам. Если им от участников госпрограмм представляли «шило», а не качественные бизнес планы, то почему они выделяли деньги? Либо речь идёт о низком качестве системы оценки рисков, связанных с кредитованием номенклатурных фаворитов, либо банки расслабились и «забили» на проверку качества заявок на кредиты, понимая, что, в конечном итоге, за всё заплатит бюджет, т. е. налогоплательщики.

Третье. Министерства, концерны, холдинги и прочие номенклатурные «крыши» покрывают низкое качество бизнес планов и потом оправдывали провалы предприятий выйти на прибыльную работу, чтобы окупить проект и вернуть кредит. Для них важнее процесс, чем результат. Они в доле с руководителями предприятий. Им всё равно, каков реальный срок окупаемости проектов. Они видят, что президента и Совмин легко можно наклонять, склонять к бесконечной прологнации модернизации. Система устроена так, что в случае провала некого коммерческого проекта чиновников и «красных директоров» виновных не найдёшь, равно как и авторов идей, под которые бюджет выделяет деньги (прямо или косвенно через госбанки). Коллективная безответственность и круговая порука – вот принципы организации реализации государственных инвестиционных проектов. Если КГК/МВД/КГБ что-то накопают, тогда номенклатура может сдать своего или, скорее всего, назначить стрелочника.

Четвёртое. Хвост виляет собакой. А. Лукашенко является объектом циничных, хладнокровных манипуляций. Понятное дело, что он сам обманываться рад, но всё вокруг покрыто лицемерием, очковтирательством и маниловщиной. VIP-окружение подаёт ему бумажки под названием «инвестиционная программа», «программа модернизации», «программа инновационного развития». Они обещают валютную окупаемость, новые, высокооплачиваемые рабочие места, новые бюджетные поступления. На самом деле получается растущая группа хронических иждивенцев на шее налогоплательщиков. VIP-распорядители чужого манипулируют понятием «нормальный срок окупаемости проекта». Когда нужно получить согласие президента и банков, тогда срок один. Когда нужно выбить продолжение банкета для распорядителей и потребителей чужого, тогда норма растягивается во времени, до нужного положения.

Пятое. Премьер-министр и правительство в целом боятся признать свои ошибки, а также ошибки участников госпрограмм. Они боятся, что за чистосердечное признание им попадёт по шее от А. Лукашенко. Лишиться должности, а, может свободы и нажитого имущества, никому не хочется. Поэтому руководители правительства, исполкомов делают всё, чтобы не прекращать модернизацию, а растягивать её во времени. Поэтому в Беларуси не работает механизм очищения (детоксикации) от инвестиционных, производственных, управленческих решений. Экономика не очищается, а каждый год зашлаковывается. Именно от этого врождённого порока развалился Советский Союз. Беларусь повторяет его грубые ошибки.

Такое поведение никак нельзя назвать нравственным, ответственным и патриотичным. Аморально забирать деньги у хороших хозяев, качественных менеджеров и отдавать их в руки тех, кто обманывает банки и правительство. Безответственно канализировать деньги налогоплательщиков в коммерческие проекты, авторы которых даже элементарный бизнес план подготовить не могут. Непатриотично блокировать развитие частного сектора, сохранять ~80% активов в руках государства, вытеснять государственными инвестициями частные, а в результате получать хронических иждивенцев среди тех, кто должен быть донором бюджета, источников роста и развития.

А. Кобяков посетил ОАО «Завод горного воска» и СООО «Морозпродукт» (Пуховичский район Минской области). Премьер не ставит под сомнение тот факт, что государство должно производить воск и мороженое. Он не анализирует причины провала изначальных бизнес планов этих предприятий. Он не требует привлечь к ответственности тех, кто обманул банки. Более того, в его словах звучит упрёк в сторону банков. Мол, такие-сякие, они заставили предприятия прописать в договорах выгодные им нормы. А они, на самом деле, другие. Премьер-министр игнорирует обещание А. Лукашенко поддерживать только прибыльные, высокотехнологичные, эффективные предприятия. Он продаёт президенту фьючерс, мол, в будущем они могут быть прибыльными и успешными. А. Лукашенко, окружив себя такими управленческими кадрами, делает вид, что верит.

Андрей Кобяков проявил себя во всей красе во фразе «таким предприятиям, которые своевременно провели модернизацию и успешно работают на рынке, и помогать приятно».

«Своевременно провели», но не могут вернуть кредит – это нормально? Построили помещения, закупили машины и оборудование, но не обеспечили финансовую устойчивость – это нормально?

«Приятно помогать» тем, кто нарушает принцип единства условий хозяйствования, кто не умеет обращаться с деньгами налогоплательщиков? Приятно забирать миллиарды долларов у налогоплательщиков, чтобы отдавать их в руки тех, кто ориентируется на освоение бюджетной помощи, а не на результат (производительность труда, прибыль, капитализация и т.д.)

Премьер-министр А. Кобяков – уходящая натура. Она застряла на своей должности и застопорила обновление страны, детоксикацию экономики, очищение системы управления государством и предприятиями от неэффективных, некачественных управленцев. Она поддерживает иллюзию правильности выбранного А. Лукашенко курса и модели развития. Она не утруждает себя необходимостью искать факты и подтверждения своих гипотез. Она убивает время, надежды и мечты. И среди таких уходящих натур в органах госуправления А. Кобяков далеко не самый крайний за рамками здравого смысла».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)