Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Ночь в музее»//Музейный лицедей

Бен Стиллер — комедиант средней руки, гений посредственности, звезда таких непритязательных штучек как «Зуландер», «Старски и Хатч» и «А вот и Полли». Но каждый лицедей хоть один раз получает шанс стать героем. Стиллеру это удалось даже дважды: в своем режиссерском дебюте «Реальность кусается» (1994) — симпатичной инди-ленте из жизни молодых яппи и в последнем экранном воплощении — фильме Шона Леви «Ночь в музее». Обычная святочная история, выходящая на наши экраны с явным запозданием, любопытна прежде всего ключевым сюжетным поворотом: бестолковый лузер в одночасье превращается в музейного топ-менеджера.

Стиллер звезд с неба хватать не привык и везде изображает одного и того же персонажа — недотепу с раздутым самомнением. В формате бытовой комедии такой герой уместен, но абсолютно банален. Зато способен заиграть новыми красками, если его перенести в непривычную среду. Например — в зачарованный музей естественной истории.

«Ночь в музее» использует беспроигрышный прием, оживляя наши детские страхи («Папа, а этот зубр за стеклом — живой?») и рифмуя их с цитатами из голливудских блокбастеров в ритме эксцентрической комедии. Оживший скелет тиранозавра, не царапая паркет, скачет по музею и прилегающему к нему парку с грацией своих живых собратьев из «Парка Юрского периода». Египетская мумия, освободившись от своих жутких бинтов, оказывается симпатичным смуглым юношей с британским акцентом («Я работал экспонатом на кафедре египтологии в Кембридже!»). Героические римские легионы из «Гладиатора» и ковбои из бесчисленных вестернов здесь — мелкие восковые фигурки из исторических диорам, постоянно конфликтующие друг с другом.

Это игрушечный, муляжный мир — поэтому он не пугает и внятен ребенку. И тем взрослым, у кого по истории была прочная «тройка». Пещерные люди в восторге от зажигалок, дикие гунны обожают детские фокусы, идол с острова Пасхи жует резинку. Даже жуткий динозавр просто хочет, чтобы с ним поиграли.

Однако вся эта фактура превратилась бы в простой набор забавных одноразовых трюков, не будь главного героя — неудачливого изобретателя Ларри, у которого на данный момент нет ни семьи, ни работы. Персонажу Стиллера отчаянно нужны две вещи — поднять свой престиж в глазах маленького сына (оставшегося после развода у матери), и доказать самому себе, что он чего-то стоит. Пусть даже на посту ночного музейного сторожа. И здесь вступает настоящая рождественская сказка: чтобы победить, Ларри следует продержаться три ночи — и проследить, чтобы экспонаты не разнесли музей вдребезги.

Лирический запев ленты — беседа с сынишкой о том, кем лучше быть — хоккеистом или брокером — позволяет ожидать, что перед нами очередной парафраз расхожей истины «папы всякие важны, папы всякие нужны». Но нет! Ночные приключения становятся для бестолкового Ларри школой экстремального менеджмента.

На наших глазах унылый неудачник превращается в образцового управленца. Попробуй быть другим, когда у тебя полный музей абсолютно отвязанных созданий, среди которых самые безобидные — бронзовый Христофор Колумб и влюбленный в индианку из соседнего зала президент Рузвельт!

Ночной смотритель начинает стремительно восполнять пробелы в собственных знаниях. Он хитроумно использует слабости одних и сильные стороны других, активно применяет риторику и машинки с дистанционным управлением, создает отряды самообороны и предотвращает вооруженные конфликты. Короче, ведет себя как истинный лидер, создающий порядок из хаоса. Потому что его больше не из чего сделать. И это — самое интересное в фильме.

При всей несерьезности происходящего, «Ночь в музее» сделана качественно, бодро и весело как хороший капустник, без случайных героев и необязательных сцен. Действие летит легко и ровно, стремительно пролетая наше сознание и не особо стремясь в нем задержаться.

Комический семейный экшн с вполне серьезным подтекстом — нечастое и вполне достойное сочетание. Заметим, что разношерстная компания актеров, в которой, среди прочих, оказались Робин Уильямс, давний приятель Стиллера Оуэн Уилсон («Старски и Хатч»), бывший «чудо-дитя» (а ныне — задиристый старикашка) Микки Руни и очень смышленая обезьянка-капуцин, сыграла на совесть и явно оттянулась на славу.

Дискотека тысячелетий закончится на рассвете. И в финале каждый персонаж, разумеется, получит свой шанс. Даже компания престарелых грабителей. Сами понимаете: Рождество…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)