Невзоров: «История и существует для того, чтобы ее переписывали, причем многократно»

Известный российский публицист высказался о героях сталинской эпохи.

— Продолжается эта бодяга с Карбышевым. И понятно, что в ту далекую эпоху — давайте просто расставим точки — сталинская армия, которая участвовала во Второй мировой войне, она имела огромную потребность в героях. Изобретались и военкорами и кремлевскими идеологами, причем изобретались очень халтурно, — отметил Александр Невзоров в интервью на Эхо Москвы.

Понятно, что архивы сталинской армии были в тот момент никому недоступны, а иностранные вообще недоступны. И этих героев сметывали на скорую руку из подручного материала. Это была фронтовая необходимость. Солдат надо было уговорить умирать. Притом, что русский солдат как бы всегда умирает легче американского, предположим, потому что вот у него есть выбор «Родина — или смерть». Родина, как правила, гораздо страшнее, и поэтому он в сравнении с солдатами других армий умирает легко.

Ну вот, по моему мнению, Карбышев просто фигура абсолютно мифологическая и к ней можно и нужно относиться как к мифу. Но у нас есть для прекрасного анализа столь же спорный, но чуть более осязаемый персонаж.

Сталинская эпоха была богата персонажами, которые исполняли преступные, абсолютно причем преступные приказы. Вот возникает такая юридическая кракозябра: а являются ли действия такого человека, который исполняет преступный приказ, преступлением? Это тоже очень интересная юридическая головоломка. И делят ли ответственность отдаватели преступных приказов и исполнители?

Вот мы напомним, что сталинский приказ 428 предписывал диверсантам сжигать дотла все русские деревни на оккупированных территориях. Вот эти дома должны быть сожжены — с орущими грудными младенцами, с детьми, с телятами, с лаптями, с иконками, с красными вымпелами за ударный труд — всё сжечь. Сжечь хозяйство, сжечь саму жизнь, на морозе оставив этих людей подыхать в снегу. Вот у них есть маленькая, теплая привязочка к этой жизни и надежда выжить хоть как-то.

Причем эти люди виноваты только в том, что и не смогли защитить. Их бросили на оккупированной территории. Сталинская же армия бросила сотни тысяч, миллионы беззащитных людей, которые связаны своей нищетой, своей невозможность куда-то двинуться, тронуться, своей немобильностью. Их никто не эвакуировал.

И кто страдал от действий этих диверсантов, от сталинских диверсионных групп. Гитлеровцы? Ни фига подобного. У них было великолепное снабжение. Страдали те самые русские семьи, те десятки, сотни тысяч людей, которые впроголодь, но хоть как-то выживали. И тут выжигалось всё с их запасиками, с надеждами на тепло…

Да, я подвожу к Космодемьянской. И мы не получим никакого другого ответа, что совершалось преступление. Но это так, к слову.

Я хочу сказать патриотам: если они так нервничают из-за своих героев и имеют возможность сейчас силового затыкания рта любым исследователям, любым сомневающимся, любым, кто относится с иронией к подвигом сталинских вояк, — вот пусть они, наконец, составят некий реестр фамилий тех лиц, которых обсуждать нельзя никак и нигде, вот полный и исчерпывающий реестр. И не надо тут комплексов. История, в конце концов, и существует для того, чтобы ее переписывали, причем многократно.

Ну, хочется жить в обнимку со своими фейками — ну, пожалуйста. Посмотрите, есть прекрасный способ. Вы составляете список. Вот пока дубины ОМОНа, наручники, суды, лагеря в ваших руках, упивайтесь возможностью затыкать рты, защищать, сохранять дорогую вам сталинскую мифологию. И не стесняйтесь, правда, потом тоже не обижайтесь. И вот составьте подробный реестр своих героев и, пожалуйста, никого там не забудьте.

И новые поколения, они давно научились включать этой теме полный игнор, а всякие вольнодумцы — мерзавцы, они утрутся и как-нибудь без этого переживут без Маратов Казеев, без Космодемьянских…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(63)