Экономика
Виктор Мартинович, ”Белгазета”

Невыносимая сложность черпака

За последние годы импортозамещение стало едва ли не национальной идеей белорусов. Мы слышим это труднопроизносимое слово отовсюду и уже успели поверить, что нашими руками создается все, кроме разве что тигровых креветок и трюфелей, да и то исключительно потому, что первые не хотят приживаться в Минском море, а для поиска вторых нужны специальные свиньи, обучение которых уже наверняка начали где-нибудь на Шкловщине. Но реальность оказалась шокирующей: местных товаров в белорусской торговле куда меньше, чем в гипермаркете любой соседней страны. Выходит, нет у нас никакого импортозамещения. Нету!

Идея прогуляться в один из минских гипермаркетов, почитать этикетки на предмет страны-производителя, возникла, когда под аккомпанемент бухтящего об импортозамещении телевизора обозреватель «БелГазеты» скосил глаза на соленый огурец, за которым коротал вечер. Вернее, даже не на сам огурец, а на оформленную вполне-таки в белорусских национальных традициях банку, из которой он был извлечен. На банке было написано: «Пр-во Ханой, Вьетнам».

Мысль о том, что, поглощая блюдо белорусской национальной кухни, на самом деле он потребляет товар, произведенный на другой стороне планеты, взволновала поедателя огурца. Тем более что банка была куплена не в магазине экзотической еды, а в гастрономе. Ибо если уже вьетнамцы делают нам соленые огурцы, то где же наше пресловутое импортозамещение?

Критически осматривая фасад гипермаркета, глаз отметил размещенные на нем логотипы торговых марок, среди которых не было ни одной белорусской. То место в душе, где положено быть импортозамещению, заныло, но что-то здоровое, европейское внутри сказало: и слава Богу! Потому что, если бы вместо польской одежды House внутри продавали изделия каких-нибудь «тутэйшых» швей, желания закупаться в этом «гипере» точно поубавилось бы.

Первый удар по импортозамещению был нанесен прямо на входе, где продавались открытки с Дедом Морозом, конькобежцами и двусмысленной надписью «С Новым годом, папа!». Несмотря на то, что в редакции «БелГазеты» есть, по меньшей мере, двадцать человек, способных написать для национального производителя открытки «С Новым годом, папа!», открытки оказались российского производства. По 2530 белорусских рублей за штуку. При мысли о таком бесцельном расходовании валютных ресурсов сердце зашлось на секунду, но тут подумалось: может быть, в России качество печати лучше или бумага белее?

Следующий удар ожидал в отделе товаров для отдыха. Собственно, ударов было здесь ровно столько, сколько и товаров. Прямо скажем, не было в этом отделе ни одного товара белорусского производства.

Некоторые из лежавших на прилавках вещей были крайне сложны в исполнении. Например, дартс. Очень сложно белорусскими руками сделать дартс. Это ж нужно сначала такой кружочек из пластмасски выстрогать, затем бумажку с цифрами на него наклеить, а потом дротики сообразить. Да не простые, а с оперением. Нет, не время нам пока осваивать дартс!

Но была тут, рядом с дартсом, такая штука: стул рыболовный. Стул представляет собой две полые трубы, скрепленные шурупом. Между трубами натянута ткань. Раскладывается и, как говорится, складывается.

Любой белорусский рыбак, имеющий доступ к ближайшей свалке металлолома, такой стул может сделать за 15 секунд, не говоря уже о промышленных и интеллектуальных гигантах, кующих ВВП страны. Но стул оказался голландским.

Равно как и бейсбольная бита, которая продавалась рядом по 54 тысячи белорусских рублей. Вернее, бита оказалась не голландской, а китайской, но на то, чтобы положить ее на полку, родине пришлось потратить драгоценную валюту.

Я тщательно изучил биту на предмет наличия в ней микропроцессоров, скрытых ЖК-мониторчиков, клавиатур и электроники. Но нет, бита оказалась просто куском металла, выточенным китайскими руками на китайском токарном станке. Такие болванки мы с пацанами делали на уроках труда в восьмом классе. Для этого нужен станок, подключенный к розетке, и совочек для уборки алюминиевой стружки. Больше ничего для производства этих бит не нужно. И вот нате вам - в Китае покупаем. Ну не позор ли?

Глаза застилали слезы. Помимо воли ноги занесли меня в отдел, где торговали товарами то ли для машины, то ли для дома - хрен поймешь. Я смотрел уже исключительно на ярлыки - и отовсюду торчало: Китай, Германия, Нидерланды, Швейцария! Даже Швейцария!

Знаете, какую вещь, произведенную в Швейцарии, реализуют в белорусской, самой импортозаместимой, торговой сети? Думаете, часы? Нет, «воронка пластмассовая, Eletagio» для автомобиля. Нет на ней ни дозатора топлива, ни индикатора состава. Просто кусок пластмассы, отлитый в форме воронки, с гофрированным шлангом. Неужели нет у нас какого-нибудь «Белпласта», на котором можно было бы сделать воронку пластмассовую?

Сразу же бросается в глаза, что в минском «гипере» импортными являются даже те товары, которые в Киеве, Москве или Вильнюсе уже давно без всякого импортозамещения научились производить у себя. В Литве, например, огромной популярностью пользуются компакт-диски местного производства, да и мышь у меня на компе - литовская.

Да что там компакт-диск! В отделе «Все для дома» гипермаркета лежала «Лента бумажная с липким слоем» производства России (7530 белорусских рублей).

А чего стоит «Шпатель фасадный 350 мм», закупленный за валюту в Польше? Для тех, кто не знает, что это такое: тонкий лист металла, вставленный в пластмассовый держатель. И все! Цена — 8490 рублей.

А рядом - вообще смех (это в стране-то импортозамещения!) - «Ванночка для краски»! На этом изделии, которое может сделать любой умелец с помощью куска пластмассы и паяльной лампы, была лишь одна сложная часть: маленькая красивая надпись Made in Germany, которую у себя на кухне лупой не выведешь. Магазинный ярлык сообщал: сделано это достижение высоких технологий ни в какой не в Germany, а опять же в Польше.

Молотки, рубанки, решетки для гриля (два куска металлической сетки, скрепленные между собой) - все это было импортным. Чашки, миски, «подставки для фруктов» слабо сделать самим! Импортным были даже сито из нержавейки и черпак. «Терка для измельчения фруктов» - устройство, состоящее из куска изогнутой жести с пробитыми в ней дырками «пр-во Германия» (7590 рублей). Даже деревянный молоток для отбивных - немецкий, «Факельман», (5600 рублей). И нам будут рассказывать про импортозамещение?!

Ладно, такое сложное устройство, как«приспособление для жарки цыплят», не освоить - оно представляет собой штырь из покрытой тефлоном проволоки с подносом для стекания жира. Но тут хотя бы тефлон - высокотехнологичный материал. Куда уж нам, стране «Белшины» и МАЗа, до тефлона! Но обычную кастрюлю неужели слабо сделать? Кастрюлю из нержавейки! Неужели до того плохо у нас с технологиями, что кастрюли приходится закупать в России и продавать за 140 тысяч рублей?

Это мы еще не коснулись продуктов питания, хотя о них тоже можно было бы говорить долго. К примеру, в гипермаркете оказалось пять сортов яблок: два - производства Польши, два - Италии, один - Китая. И при этом мы считаемся сельскохозяйственной страной!

Здесь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Дело в том, что белорусские товары в гипермаркете все же были. Наверное, когда-то пытались продавать здесь и белорусские яблоки. В отделе посуды, рядом с нарядными, будто хромированными российскими и чешскими кастрюлями, стояли белорусские… изделия (по-другому их не назовешь). На белой эмали были нарисованы красно-зелено-оранжевые цветы, явившиеся как будто из снов пациента ЛТП. Любому человеку, не бывавшему в ЛТП, довольно трудно поставить такую кастрюлю у себя на кухне, варить в ней пельмени и отражаться в ней по утрам. А потому владельцев «гиперов» очень даже можно понять: они закупают то, что продается. А белорусские товары хороши лишь для одного - чтобы, кивая на них, произносить священное слово «импортозамещение».

Кризис, когда существование многих компаний, предприятий, финансовых систем поставлено под вопрос, - оптимальное время для пересмотра прежних тактик. И будем надеяться, что нарисовавшийся в стране дефицит валюты через не могу, через стресс и скрип зубов научит белорусских производителей тому, чему они не научились в прежних, комфортных условиях: делать нормальные кастрюли, ситечки, черпаки и стулья для рыбной ловли.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)