Невозможно идти вперед, когда занимаешься расковыриванием болячек

Культуролог Юлия Чернявская высказалась о разделительных линиях, которые продолжают создаваться в белорусском обществе.

Фото Деловой Гомель

– Знаете, я не могу во всеуслышание сказать: «Я люблю Беларусь». Это очень громко и пафосно звучит. Из разряда СБ, – пишет Юлия Чернявская. – Еще не могу, потому что это интимно: пропаганда часто использует интимность, я на это еще в СССР насмотрелась. И теперь – билборды с сердечками. (Я не буду во всеуслышание говорить, например, о любви к Богу. Это сродни).

Я могу сказать, что здесь родилась, что чувствую себя здесь своей, что никогда не хотела бы жить нигде еще, что никогда не думала об эмиграции, а если думала – то в очень крайнем случае: например, чтобы спасти своих близких.

А когда меряются любовью: мол, я люблю Беларусь больше, чем такой-то, или правильно любить Беларусь так-то и так-то (не догадываясь, что способы любить у людей разные, и реализуется это чувство не в терминах «больше-меньше»), когда рвут на себе виртуальные тельники, – мне неловко. Особенно – когда выискивают причины и доводы: мол, тот любит Беларусь меньше, чем я, потому что он не здесь родился. Или этнически не белорус. Или потому что в быту говорит по-русски.

Возражать не стоит – все равно ничего не докажешь. Можно хоть ежедневно «класть себя на алтарь отечества»))) – все равно полезут упреки и сравнения не в твою пользу.

Как странны эти соревнования! Странно, когда какая-то часть общества присваивает себе орден «истинных белорусов», а всех остальных считает «недо», унтерменшами. Причем, критерии истинности у этих частей общества различны.

А еще более странно то, что уже лет тридцать я слышу одну и ту же «жалобную песню»: нас обижали в течение истории и в процессе биографии, нас без конца оскорбляют, мы каждодневно об этом думаем и страдаем... Это расковыривание обид я вижу постоянно. Нет ничего менее конструктивного, чем состояние нескончаемой обиды, причем, тщательно взлелеянной и неустанно внутренне подогреваемой.

Еще неприятнее, когда говорят, что все – население, предполагая, что лишь я (и еще сколько-то человек) – народ. Истинные белорусы, то есть. Все, кто считает себя белорусом, уже истинные.

Беларусь есть. Она должна идти вперед, что невозможно, когда занимаешься расковыриванием болячек. Ей надо помогать – кто чем может. Ее надо растить в русле общечеловеческих ценностей и воспитывать самосознание – при знании того, что мы живем в мире, а не в отдельном уютном гетто внутри госграниц. И не создавать дополнительных гетто для «не совсем белорусов», «неправильных белорусов», «небелорусов» и людей, которые любят Беларусь меньше, чем я.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(44)