Netflix обидел поляков
Но все завершилось миром.
Заниматься кино в наши дни – дело не из простых. Язык кинематографа универсален, поэтому фильм, снятый в Великобритании или США, вполне пригоден для просмотра и в Индии, и в Китае, и даже в Беларуси. Вот только в последние годы возникла одна проблемка: то, что приемлемо в одних странах, не всегда одобряется в других, что нормально воспринималось на одном временном отрезке, встречается в штыки на другом.
Раньше для кино делали скидку – искусство все-таки, художественный вымысел, творческие допущения и все-такое. Но, увы, человечество год от года становится все нетерпимее, все нервознее, и искусству сегодня выставляют такие требования, о каких вчера и помыслить нельзя было.
Чего стоит, к примеру, недавний хайп вокруг стримингового сервиса Disney+, который перед каждым мультфильмом, снятым в былые десятилетия, пускает теперь дисклеймер: «Эта программа демонстрируется в оригинальном виде, такой, какой была создана. Она может содержать устаревшие культурные штампы».
Warner Bros пошла еще дальше: перед каждой серией «Looney Tunes» – «Безумных мелодий» – мультика, созданного в 30-е годы прошлого века, она вывешивает целые пролегомены: «Мультфильмы, которые вы собираетесь смотреть – продукты своего времени. В них могут изображаться этнические и расовые предрассудки, которые были распространены в американском обществе. Эти представления были ложными тогда и остаются ложными сегодня».
Казалось бы, и ежу понятно: раз произведение, создано вчера, то и реалии оно описывает вчерашние. Что, кстати, и ценно – это как бы слепок минувшей эпохи. Ан, нет, воины социальной справедливости требуют сатисфакции.
Впрочем, в ощип попадают и ленты, снятые сегодня. Больше всего от возмущенной общественности достается популярному стриминговому сервису Netflix. Фильмов и сериалов он снимает много, демонстрируются они по всему миру – пойди, уследи, чтобы всем угодить и никого не обидеть!
За последний год сервису несколько раз приходилось редактировать свои проекты из-за общественной критики. Так, в июле, спустя два года после премьеры, он был вынужден вырезать сцену самоубийства из драматического сериала «13 причин почему» – хотя сюжет ленты как раз таки и построен вокруг суицида юной девушки. Несколькими месяцами ранее по требованию Саудовской Аравии компания заблокировала эпизод комедийного шоу «Патриотический акт», где в нелестном свете был показан один из наследных принцев страны.
А буквально на днях разгорелся скандал вокруг нового сериала «Дьявол по соседству», рассказывающего о Джоне Демьянюке – бывшем механике Ford, лишенном американского гражданства из-за обвинений в убийстве евреев и переданном Германии. На суде выяснилось, что во время Второй мировой войны Демьянюк работал охранником в нацистских лагерях.
Сериал вышел в эфир 4 ноября, а 12 ноября премьер-министр Польши Матеус Моравецки обвинил Netflix в «переписывании истории». Дело в том, что на карте Польши, которую показали в 5-м эпизоде, были изображены нацистские лагеря в современных границах страны.
Карта, из-за которой разгорелся скандал
Моравецки заявил, что, во-первых, это исторически неверно, а во-вторых, вводит зрителя в заблуждение, выставляя Польшу в ложном свете и возлагая на нее ответственность за гибель узников концлагерей, хотя на самом деле вина лежит на нацистской Германии, которая оккупировала Польшу и построила эти лагеря.
В письме главе Netflix Риду Хастингсу польский премьер напомнил, что жертвами нацистского режима стали 6 миллионов поляков. Многие были убиты немцами за попытку оказать помочь своим еврейским соседям. «К сожалению, некоторые материалы, доступные на вашей платформе, неточны до такой степени, что затеняют исторические факты и оправдывают реальных виновников тех преступлений», – подчеркнул Моравецкий.
Netflix ответил Моравецкому, что не будет исправлять карту – вместо этого в сериал будут вставлены комментарии, отражающие исторический контекст изображений. В тексте их будет указано, что концентрационные лагеря в Польше «были построены и управлялись германским нацистским режимом, вторгшимся в страну и оккупировавшим ее в 1939–1945 годах». Представитель компании пояснила также, что карту Польши авторы сериала взяли из израильских и американских телесюжетов про суд над Демьянюком.
Моравецкий приветствовал решение компании. «Ошибки не всегда делаются умышленно, поэтому есть смысл конструктивно обсуждать возможность их исправления», – написал он на своей странице в Facebook.
Моравецкого понять можно: нацистские лагеря на территории Польши – болезненная тема для современных поляков. В стране активно борются с обвинениями в сотрудничестве с нацистским режимом во время Второй мировой. В 2018 году поляки даже приняли закон, предусматривающий за такие заявления уголовную ответственность (потом ее, впрочем, заменили на административную). Закон также запрещает называть развернутые на территории Польши нацистские концлагеря «польскими». Правда, и саму Польшу за этот закон обвинили в том же, в чем Моравецкий обвинил Netflix – Израиль раскритиковал польские власти за попытку «переписать историю».
В общем, все сложно в сегодняшнем мире. И надо ли усложнять еще больше?
Читайте еще
Избранное