Общество
Руслан Горбачев

«Негатива в Крыму стало немножко больше»

Владимир Кудинов, бывший депутат белорусского Верховного Совета, который около 15 лет живет в Севастополе, рассказал «Салідарнасці», какие изменения произошли на полуострове за последний год.

Владимир Кудинов работал депутатом Верховного Совета 13 созыва, был одним из инициаторов импичмента в отношении президента Лукашенко в 1996-м. В следующем году предприниматель из Ивацевичей был арестован по обвинению в даче взятки должностному лицу. Кудинов заявил, что дело сфабриковали, вины не признал, но был осужден. В 2001 году вышел на свободу и перебрался в Крым, на родину супруги, где стал заниматься птицеводством.

Фото «Народная воля»

– Как вы там, не голодаете из-за торговой блокады Крыма, которую устроили крымские татары и общественные активисты?

– Проблем с поставками продуктов нет. Хотя не исключаю, что цены на мясо птицы и говядину могут подрасти на 5-10%. Какого-то негатива к крымско-татарскому народу, чьи представители инициировали блокаду, я в своем кругу не замечаю.

Вот если Крыму перестанут поставлять электроэнергию, то это будет гораздо серьезнее. Мощности Крыма не позволят полностью обеспечить полуостров.

– Что с вашим бизнесом? В начале года вы рассказали «Народной Воле», что планируете запускать производство яйца куриного и мяса бройлеров.

– На данном этапе мы приостановили бизнес. Сегодня нет вариантов поставки из Украины комбикорма. Корма из России будут более дорогими, а поставки нестабильными из-за паромной переправы. Т.е. на данном этапе начинать производство может быть не выгодно. В жизни ведь как: если не знаешь что делать, то лучше ничего не делать, время подскажет.

– Что вообще происходит с бизнесом в Крыму?

– Крупные российские компании сюда не заходят. Есть только средний и мелкий бизнес. Как будет дальше – не знаем. Россия находится под санкциями, кредиты для нас – предпринимателей – дорогие.

– Российское гражданство вы так и не получили?

– Я как был гражданином Республики Беларусь, так им и остаюсь. До прошлого года имел вид на жительство в Украине. Но раз эта территория на время или навсегда стала частью Российской Федерации, то я должен был легализировать свое местонахождение и получил вид на жительство в РФ. Планов получить российское гражданство у меня нет.

– Чем занимается ваша супруга Зоя?

– С прошлого года она на пенсии. Она получает на 20-30% больше, чем если бы жила в Украине. С другой стороны, цены на продукты питания в Крыму на те же 20-30% выше.

– Как, по вашим наблюдениям, в Крыму прошел пляжный сезон?

– Количество туристов уменьшилось, поскольку уменьшилось количество бюджетных путевок из России. Мои знакомые, которые поставляют продукты в санатории, рассказывали, что те в Евпатории, Форосе и Ялте были заполнены только на 50%. С другой стороны, визуально количество отдыхающих увеличилось за счет приезжих из Донецкой и Луганской областей, которые прибыли в Крым из района боевых действий временно или на постоянную основу.

В Севастополе много автомобилей с луганскими и донецкими номерами. Думаю, количество жителей в городе выросло на 50-100 тысяч человек.

Фото Reuters

– Как местные относятся к приезжим?

– Фактически, это беженцы, поэтому отношение к ним нормальное. Многие приехали с детьми, у них здесь живут родственники.

– Какие сегодня политические настроения в Севастополе? В августе многих неприятно удивило видео с концерта, где слушатели стоя аплодировали песне «Верните Сталина».

– Думаю, это была коммунистическая акция. Слышал, что есть предложение поставить на площади памятник Сталину, но не думаю, что оно пользуется массовой поддержкой. Если мы опросим молодых парней и девушек в Севастополе, то 50% скажет, что хотят жить в Европе, где есть социальные гарантии и демократия. Многие стремятся уехать туда. Часть молодежи живет в Крыму за счет накоплений родителей.

– Весной 2014 года 30-летний житель Евпатории рассказал «Салідарнасці», что в его семье идут политические споры по поводу присоединения Крыма к России.

– Таких семей много. Но это естественно. В прошлом году был свидетелем такого разговора, когда находился с внуком на детской площадке. Мальчик лет семи шел с мамой. Когда она разговаривала с какой-то бабушкой, то он сказал, что защитит Крым от российского вмешательства: «Я просто так не сдамся». Понятно, что это он не свою мысль высказал, а повторил услышанное дома.

– На ваш взгляд, какие главные изменения произошли в Крыму за последний год?

– Приехало много россиян, которые заняли руководящие должности вместо коренных жителей. Думаю, это спланированная политика руководства России. Вместе с тем осталось и много чиновников, которые работали при Украине. Коррупции, я считаю, меньше не стало – она на высоком уровне не только в Украине, но и в России.

А вот бюрократии стало больше. Появились очереди, как в советское время. Чтобы решить любой вопрос, нужно пройти через очереди. В поликлинику – очереди, в миграционную службу – очереди. Знаю женщину, которая стала гражданкой России, а сын у нее родился в Испании. И она не может получить для него гражданство.

В общем, негатива стало немножко больше. Дай Бог, чтобы что-то поменялось.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)