Комментарии
Алина Таряник

Недоверие народа к власти на примере ЧП на «Беларуськалии»

В последнее время наш народ с трудом верит официальным заявлениям. Ничего удивительного в этом нет, ведь когда нам обещают, что цена на бензин, гречку или сахар останется прежней, часто уже на следующий день названный товар дорожает.

Недоверие населения ко всему, что связано с государством, будь то заявление высокопоставленного чиновника или разговор с работником ЖЭСа, крепчает. У нас стремительно развивается «скептицизм по-белорусски», когда сомнению подвергаются все положительные разрешения проблем, а принимаем к сведению мы только плохие новости, слухи, сообщающие пугающую информацию, или то, что увидим своими глазами.

К примеру, слухи про «ужасную технологическую катастрофу» на одном из рудников «Беларуськалия» отмечаются своим разнообразием. В Солигорском районе одни говорят, что под землю уходит озеро, другие — паникуют из-за масштабов происшедшего.

Вообще, несмотря на то, что специалисты подтверждают точность сообщений на сайте «Беларуськалия», пресс-служба предприятия ведет себя как-то удивительно. Изначально информация умалчивалась, и первое сообщение о притоке рассолов появилось на официальном сайте почти через неделю после самого происшествия. Теперь пресс-служба не даёт комментариев о ситуации независимым СМИ и негодует на официальной странице из-за искажённой информации в ряде печатных и электронных изданий.

Ситуация, в которой оказался рудник второго рудоуправления, конечно, беспрецедентная, но не безнадёжная.

Что случилось

Ночью 24 июня горный комбайн, который на практике выяснял, до какой границы можно проводить добычу калийной соли, вскрыл брекчированные породы, в результате чего начали течь рассолы. В практике подземных шахт таких случаев множество. Но тут дело в неожиданности, количестве концентрированной, насыщенной солью жидкости, которая начала проникать в забой, и в самой соли.

Неожиданность

Обычно горные комбайны, проводящие разведку, первыми проходят неизведанный участок месторождения и находят точное местоположение краевой части пласта залежи. Далее можно безопасно отрабатывать участок с полезным ископаемым до определённой границы. Но на этот раз ещё до предполагаемого края пласта разведка встретилась с небольшой геологической аномалией, через которую и начали поступать рассолы в горные выработки.

Количество

Поступление рассолов в шахту у края пласта, можно сказать, нормальное явление, но в этом месте их количество значительно превышает норму.

Геология

Кратко объясню так, как это сделал бы человек, абсолютно не имеющий опыта в науке о строении земли.

Во-первых, строение верхнего слоя земной коры в районе Солигорска схематически можно описать следующим образом. Первый от поверхности земли слой является неплохим проводником для воды, поэтому он содержит в себе грунтовые воды. Под этим слоем находится очень мощная толща глинистых пород, являющаяся хорошим водным изолятором, который защищает пласты соли от растворения. Ниже, на разной глубине, залегают соляные горизонты — калийная и поваренная соль.

Рассолы встречаются между глинистой толщей и соляным пластом, а также внутри самих соляных горизонтов. По сути, когда-то они были пресной водой, но постепенно растворяли лежащую под ними соль до полного насыщения. Поскольку они концентрированные, то продолжать размывание твёрдых пластов калийной и поваренной солей они не могут.

Вообще, рассолы, и даже вода в работе с подземными месторождениями не страшны и в некоторых шахтах даже привычны, но поскольку мы имеем дело с солью, то есть растворимым в воде веществом, то она может быть препятствием проведению дальнейшей добычи.

В то же время ни о каком поступлении пресных вод в шахту речь пока не идёт, и говорить о какой-либо катастрофе на руднике второго рудоуправления слишком рано.

Как могли бы развиться события

События могут развиваться очень по-разному. Вот три теоретических и самых легко объяснимых варианта.

Вариант первый. Как и сообщает официальный сайт ОАО «Беларуськалия», в настоящее время идут работы по установке перемычек в горных выработках, которые должны остановить приток рассолов. С этой же целью с поверхности земли бурятся скважины. То есть, если в результате проводимых работ приток рассолов в шахту будет остановлен, то проблема решится практически без потерь для предприятия и для объектов, находящихся на поверхности.

Вариант второй: пресные грунтовые воды всё же получат доступ к подземным «коридорам». Даже в этом случае не стоит кричать «караул» и сразу же спасаться бегством. Хотя терять «золотую жилку» неприятно, можно отступить, оставляя участок соляного пласта воде, при этом искусственно насыщая её недостающими химическими элементами. И отрезать этот участок перемычками, которые задерживали бы воду. Опять же все зависит от количества поступающей воды.

Вариант третий, пессимистический. Затопление рудника, если такое случится, скорее всего, будет проходить постепенно, поэтому угроза для людей и для техники очень мала.

Кстати, на втором руднике остается наименьшее количество запасов калийной соли. В то же время недавно были построены пятый и шестой рудники, которые постепенно наращивают мощность, поэтому теоретически людей, которые бы потеряли работу на руднике второго рудоуправления, возможно бы было устраивать на новые рабочие места.

Единственное, подземного белорусского «золота» будет жалко, да и акции предприятия на бирже в связи с непредвиденными трудностями могут сильно подешеветь...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)