Общество

Павел Свердлов, Еврорадио

Не вброс: медики имеют право рассказать милиции об интимных связях школьниц

Гинекологи утверждают, что, вопреки комментариям Минздрава и вице-премьера, «гинекологический донос» на подростков уже существует.

Минздрав и вице-премьер Игорь Петришенко прокомментировали информагентству БЕЛТА информацию о том, что после плановых осмотров гинекологи будут передавать милиции сведения о половой жизни школьниц младше 16 лет. Медики отметили, что такие сведения относятся к врачебной тайне, которую «никто не отменял». А вице-премьер назвал эту тему, волнующую белорусское общество, слухами, «вбросом в информационное пространство» и «дутой, абсолютно беспочвенной сенсацией».

Гинекологи, с которыми пообщалось Еврорадио, утверждают, что, вопреки комментариям Минздрава и вице-премьера, такой порядок уже существует. А силовики говорят, что уголовные дела против мужчин, вступивших в интимные связи с девушками в возрасте до 16 лет, часто начинаются именно после сообщений от медиков.

Так могут ли и должны ли врачи сообщать сотрудникам органов внутренних дел о результатах гинекологических осмотров, если к ним пришла школьница до 16 лет, которая уже ведёт половую жизнь?

Если коротко, то ответ на первый вопрос — да, могут. А вокруг ответа на второй вопрос как раз и развернулась общественная дискуссия.

В той же статье с официальными комментариями, называющейся «Минздрав: врачебную тайну никто не отменял», читаем:

а) Информацию о половой жизни несовершеннолетних медики не должны передавать никому, даже родителям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

б) Конкретные ситуации, которые дают повод для вмешательства правоохранителей, изложены в постановлении Совета Министров от 18 декабря 2014 года №1192, касающемся врачебной тайны: если девочка моложе 16 лет беременна, если при осмотре установлено наличие травм и повреждений, которые свидетельствуют о противоправных действиях в отношении неё (это могут быть признаки изнасилования, вмешательства для искусственного прерывания беременности).

Что важно в этих комментариях:

а) врачебная тайна — не догма, и в определённых случаях законодательство позволяет её обойти;

б) эти случаи перечислены в постановлении Совета Министров от 18 декабря 2014 года №1192. Это могут быть признаки изнасилования или искусственного прерывания беременности. А если внимательно прочитать постановление, то найдётся и ещё один пункт, о котором в опубликованном 20 февраля комментарии Минздрава нет ни слова. Гинекологам развязывают руки обнаруженные "иные сведения о том, что вред здоровью пациента причинён в результате противоправных действий" (пункт 3.5 положения о врачебной тайне, утверждённого постановлением №1192) — о них нужно рассказать вышестоящему начальству, которое передаст их милиции.

Итак, врачебную тайну никто не отменял. Но де-юре, если гинеколог посчитает обнаруженные им во время осмотра признаки того, что девочка в возрасте до 16 лет ведёт половую жизнь, "иными сведениями о том, что вред здоровью пациента причинён в результате противоправных действий" и сообщит эти сведения в милицию, это не будет считаться нарушением врачебной тайны. Вопрос в том, сложится ли в Беларуси такая практика, что каждый зафиксированный гинекологом случай потери девственности девочкой до 16 лет будет считаться признаком совершённого преступления.

Есть ещё несколько сопутствующих вопросов. Например, будет ли оставлено исключение для случаев, когда молодые люди занимаются сексом по любви? Как милиция будет проверять полученные сообщения? Не станет ли новая практика удобным способом для сведения счётов между девушками и парнями из-за неразделённой любви? Ответы на эти вопросы мы, вероятно, узнаем от чиновников и силовиков в ближайшее время.

Мама подростка: «В школах знают, кто из учащихся имел сексуальный опыт»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.1(10)