Общество
Сергей Балай

«Не стоит смешить собравшихся: у нас нет ни одного специалиста по обслуживанию реакторов»

По случаю 25-летия чернобыльской катастрофы ОО «Белорусская ассоциация журналистов» при поддержке посольства Украины провели скайп-конференцию между Беларусью и Литвой на тему «25 лет Чернобыльской трагедии. Уроки и актуалии».

С приветствием к участникам конференции обратился посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный. Он еще раз задал вопрос, кто же виноват в тех роковых событиях 26 апреля 1986 года, и призвал крайне осмотрительно относиться к перспективе строительства белорусской АЭС.

Гомельский журналист Анатолий Готовчиц, занимающийся проблематикой последствий Чернобыля, рассказал о замалчивании и нивелировании последствий чернобыльской аварии для Беларуси.

Участники конференции и журналисты просмотрели интервью с участием профессора Юрия Бандажевского, который сейчас работает в Киеве. Он рассказал о последних результатах своих исследований, о значительном ухудшении здоровья белорусов и тревожных тенденциях.

Начальник департамента МЧС Беларуси Валентин Антипенко отметил в своем выступлении, что все необходимые меры по уменьшению последствий аварии на ЧАЭС принимаются государством в полной мере, и вообще Беларусь тратит на их локализацию больше всего денег.

– Могут ли присутствующие привести хотя бы один факт превышения допустимых норм радиации в продукции, которая продается в Беларуси, – задал вопрос Валентин Антипенко.

«Беларусь тратит больше всего денег на локализацию последствий аварии»

Чиновнику возразил общественный активист витебской организации «Наш Дом» Николай Петрушенко, рассказавший собравшимся о ряде фактов превышения норм содержания радионуклидов в обычной картошке. Активист призвал чиновника добровольно уволиться со своей должности, так как тот, по его мнению, не доносит до населения правдивую информацию.

После обсуждения последствий чернобыльской трагедии, участники конференции приступили к обмену мнениями по поводу строительства белорусской АЭС на Островецкой площадке.

– Честно скажу, Литва не против амбиций Беларуси в области атомной энергетики, но точно могу сказать, что Островецкий вариант мы считаем неподходящим, – отметил советник отдела политики энергетической безопасности МИДа Литвы Вилиюс Самуйла. – Удивляет то, что Беларусь, которая больше всех пострадала в результате чернобыльской трагедии, продолжает расширение атомной энергетики и пытается встать на те же грабли.

Литовскую сторону больше всего беспокоит близость планируемой АЭС к Вильнюсу. От Островецкой площадки до столицы Литвы всего 50 километров.

В качестве еще одного аргумента представители литовской стороны привели сейсмическую нестабильность площадки. Журналисты сразу вспомнили Гудогайское землетрясение 1907 года магнитудой почти в 7 баллов по шкале Рихтера.

В видеоинтервью, специально снятом для конференции, политик и физик–ядерщик Станислав Шушкевич отметил, что он является сторонником строительства АЭС в Беларуси, но считает решение о месте размещения станции политическим. По мнению политика, АЭС не должна представлять угрозу для соседей, а ее строительство возможно только со сменой власти в Беларуси.

Официальные лица, приглашенные на скайп-конференцию, видимо, не ожидали такого количества критических вопросов со стороны независимых экспертов и журналистов.

– У каждой площадки есть свои плюсы и минусы. На островецкой, для строительства, лучше всего подходит грунт, – обосновал решение строить АЭС под Островцом кандидат технических наук из объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» Игорь Попов.

Ученый признал, что вероятнее всего строить станцию будут российские специалисты, но выступать в качестве эксплуатирующей стороны будет Беларусь. По его мнению, вопрос строительства атомной станции в Беларуси должен решаться с точки зрения потенциальных выгод, среди которых ученый назвал низкую себестоимость электроэнергии.

– Не ученые принимали окончательное решение о целесообразности белорусской АЭС и наиболее удачной площадке для ее строительства, они лишь изложили свои позиции, результаты исследований, – отметил Игорь Попов.

«Не ученые приняли решение о целесообразности строительства белорусской АЭС»

Ликвидатор аварии на ЧАЭС, профессор Георгий Лепин обратил внимание на то, что все в процессе строительства и последующей эксплуатации станции будет зависеть от России.

– Если АЭС будет строить «Росатом», то все будет завязано только на Россию. Кто построит реакторы, тот и будет поставлять необходимые детали, тепловыделяющие элементы, ядерное топливо. Разговоры о том, что станцию будут обслуживать наши люди, выглядят смешно. У нас нет ни одного специалиста в этой области. Извините, но кто платит, тот и заказывает музыку, – высказал свое мнение ученый. – Россия не выпустит АЭС из своих рук. Не стоит смешить собравшихся: у нас нет ни одного специалиста по обслуживанию реакторов. Где мы будем захоранивать радиоактивные отходы и кто будет выводить станцию из эксплуатации?

«Белорусская АЭС будет принадлежать России»

– К 2016 году необходимый состав белорусских кадров, может быть, за исключением человек ста высшего персонала руководства, будет подготовлен. Через 5–7 лет эти люди станут руководителями этой станции, – парировал доводы Георгия Лепина доцент Международного государственного экологического университета имени Сахарова Андрей Тимощенко.

«Белорусские кадры для АЭС будут»

Журналисты, присутствовавшие на конференции, высказали сомнение в рентабельности станции, исходя из того, что ее окупаемость, со слов Игоря Попова составит от 15 до 20 лет. Кто же будет выплачивать кредит за строительство АЭС России, или повысятся тарифы на электроэнергию, чтобы окупить себестоимость?

Большое количество критики, в особенности с литовской стороны вызвал факт того, что реактор на станции будет экспериментальным и ранее не использовавшимся на других АЭС.

– Есть такое понятие еще, как ядерная культура. Если японцы не смогли совладать со своими ядерными объектами, что говорить о белорусах, у которых вообще нет такой практики в сфере ядерной энергетики, – задал вопрос советник отдела политики энергетической безопасности МИДа Литвы Вилиюс Самуйла. – К тому же сам реактор, который вам предлагает Россия, – экспериментальный. Даже духа добрососедства здесь нет, не говоря уже о настоящем добрососедстве.

Игорь Попов, ответил на этот вопрос, что на белорусской АЭС будут использоваться не экспериментальные, а инновационные реакторы. Их мощность форсирована с 1000 до 1200 мегаватт. Ученый добавил, что подобные реакторы пока нигде не построены.

В ходе конференции сторонники и противники строительства АЭС выслушали друг друга и, похоже, остались при своих мнениях, подтвердив тем самым факт, что обсуждение строительства белорусской АЭС должно быть общественным, если даже дебаты среди специалистов вызывают столько разногласий.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)