Скандалы

Наталья Дулина: «Если мы хотим защитить свою культуру и свои ценности, мы должны помнить, что они прежде всего в нас самих»

Бывшая преподаватель МГЛУ — об отношении белорусов к беженцам и о выборе, который нам придется сделать.

— «Мне их не жалко». «Сами виноваты». «Они знали, на что идут». «Нами манипулируют». «Да они богаче всех нас!» Читаю ленту и понимаю, что проблема массового присутствия мигрантов на польской границе стала темой номер один. И все мы не можем не думать о ней, — пишет Наталья Дулина. — То, что происходит, это действительно, по определению западных политиков и экспертов, гуманитарная катастрофа. Потому что речь идёт о человеческих жизнях и о нечеловеческих условиях, в которых оказались люди.

Реакция белорусов на эту ситуацию неоднозначная. И это можно понять. Многие говорят о сочувствии и сострадании по отношению к беженцам, немало тех, кто считает чужаков наглыми лжецами, которые хотят захватить то, что им не принадлежит и готовы ради этого на преступления и насилие.

Между этими полярными реакциями есть множество других чувств, более мягких и компромиссных. Многие сочувствуют, но видят опасность в тех, кто «понаехал», хотя прекрасно знают, благодаря кому это стало возможным.

Те, кто возмущается поведением беженцев и признается, что их совсем не жалко дескать, не такие уж они и беженцы, — что ими движет? Чем вызваны эти чувства?

Прежде всего, конечно, это страх. Страх вполне оправданный, ведь мы люди опытные и прекрасно знаем из истории, чем заканчивается нашествие так называемых варваров. У слова «варвары» в наше время очень плохая репутация. Хотя изначально варварами называли людей, пришедших извне на чужую территорию, или, если уж совсем точно, говорящих на другом, непонятном языке.

Потому что, как известно опять-таки из истории, такие «понаехавшие» варвары далеко не всегда вели себя по-варварски, хотя почти всегда оказывали влияние на культуру и язык местных жителей. И, кстати, очень часто к их появлению были причастны местные правители.

И получается, что мы ещё и беспокоимся за нашу культуру, боимся ее потерять, хотим защитить не только наши жизни, но и наши ценности.

Но, как мне кажется, кроме этого, вполне объяснимого опасения, есть кое-что другое.

Люди, независимо от их культуры, языка и окружения, в котором они выросли, очень не любят выглядеть дураками. А то, что сейчас происходит, мы воспринимаем, как издевательство над нами. Мол, держат нас за лохов, мы же видим, что не такие уж они бедные, денег у них, видать, больше, чем у многих из нас, гаджеты, интернет, — да все у них есть!

И я давно заметила, что почему-то к теме денег большинство вполне культурных и цивилизованных людей необычайно чувствительно («люди гибнут за металл» (с) — эта тема стара, как мир, что уж удивляться!). Поэтому такое негодование и эмоциональные восклицания вроде «белорусов лучше пожалейте, детей, чьи родители сидят в тюрьме!»

Но ведь у жалости и сострадания нет ограничений. У человека вполне хватит сочувствия и к тем, и к другим, одно другому не мешает.

А тем, кто убежден, что «варвары» — это зло, и от него нужно избавляться, — а если понадобится, то и довольно жёсткими методами, — я бы хотела напомнить: если мы хотим защитить свою культуру и свои ценности, мы должны помнить, что они прежде всего в нас самих.

Человечность, ценность человеческой жизни — это высшая точка развития цивилизации. История показывает, что, достигнув апогея, цивилизация неизбежно начинает спускаться с этой вершины, медленно движется к упадку и постепенному исчезновению.

Можно ли это предотвратить или замедлить? И какими средствами добиваться этого? Трудно сказать. Но мы должны понимать, что нам придется сделать выбор: защитить свою территорию, свою жизнь, свои устои, или сохранить себя, свою идентичность, свои высокие человеческие ценности.

Можем ли мы что-то сделать, чтобы не потерять ни то, ни другое?

Оцени статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.5(31)